Церковь Илии Пророка в д.Панозеро

Панозеро
Регион
Республика Карелия
Район
Кемский
Деревня
Панозеро
Координаты
64.973474, 32.894421
Описание

Шатровый храм

История

Историческое местоположение: Кемский уезд, Архангельская губерния

Приход некогда назывался Лопским Панозерским. В его состав до 1846 г. входил весь Юшкозерский приход и несколько деревень Ухтинского прихода. К концу XIX в. в приход входили с. Панозерское, 6 деревень и 2 выселка. Приходской храм находился в с. Панозеро. Первая приходская церковь, простоявшая до 1864 г., была начата при Борисе Годунове и патриархе Иове в 1596 г., а освящена уже в царствоввание Михаила Феодоровича 12 июля 1624 г. игуменом Александро-Свирского монастыря по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария. Записи об этом были сделаны на двух крестах, на одном из которых, водруженном при закладке храма, значилось: "обложена церковь св. прор. Илии в лето 7104-ое июля 2 дня", а на другом: "лета 7132 июля в 12-й день освящена бысть церковь сия святаго прор. Илии при Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея россии, при великом Господине преосвященном митрополите Макарии великаго Нова града и великих Лук". Столь долгое строительство объяснялось, видимо, тем, что по Столбовскому договору вся Карелия, в том числе и описываемый приход, была уступлена шведской короне за помощь, оказанную в борьбе против самозванцев и поляков. В нарушение договоров шведские власти притесняли православных и насаждали лютеранство. Естественно, в таких обстоятельствах строительство было затруднено.

По преданию, первоначально церковь была построена на левом берегу р. Кеми, точнее - на острове, который почти каждый год затоплялся весенним половодьем. Здесь же находилось и с. Панозеро. Затем жители решили перенести церковь на правый (материковый) берег р. Кеми, куда впоследствии переместилось и село. Справедливость предания косвенно может быть подтверждено тем, что деревня, находившаяся на острове, называлась Погостской. В ней не было креста, который устанавливали обычно на месте алтаря, - видимо, церковь перенесли еще до освящения.

Церковь находилась в ведении Новгородского митрополита и Александро-Свирского монастыря, поэтому причт, подобно другим карельским приходам, находившимся в таком же положении, платил в пользу Софийской Владычней казны разного рода казенные пошлины (1руб. 3 алт. и 4 деньги), записные (5 алт. и 2 деньги), десятильничного корма с 16 дворов, венечные (брачные) и похоронные и др. С тех, кто венчался тертьим браком, пошлина взималась втрое больше. В гражданском отношении Лопский Панозерский приход входил в состав Олонецкого воеводства. В трапезе Панозерской церкви обсуждались все земские дела, здесь же хранились все бумаги и указы воевод и царских стольников. В одном из них об оброках в пользу царской казны, подписанном князем Семеном Федоровичем Барятинским, упоминаются все лопские погосты, а именно: Линдозерский, Сергозерский, Селецкий, Паданский, Ругозерский, Шуезерский и Панозерский.

Приходской храм был построен в 1865 г. на средства Св. Синода (1000 руб.). Особо чтилась храмовая икона в честь прор. Илии (5 1/4 х 4 арш.). Жители приписывали чудесному заступничеству иконы неоднократные случаи спасения села от шведов и финляндцев, легко разорявших многие соседние селения, напрмер, д. Сапосалму. В ризнице храма хранились старинные холщовые фелони, предняя часть которых поднималась на пуговицы, богослужебные книги иосифовского исправления - Евангелие, Минеи и др., а также несколько деревянных свещей в виде окрашенных и расписанных столбиков с жестяными трубочками (гнездами) для восковых свечей. После освящения храма долго не было своего священника, и приходом заведовали священники Ругозерского прихода Олонецкой епархии.

В 1885 г. приход был включен в состав Поньгамско-Калгалашского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства был освобождён от процентов сборов с капиталов капитал в 30 р., принадлежавший Панозерской церкви и имевший специальное назначение.

Священники: 1) Стефан Михеев Камкин (по устному преданию, священствовал более 125 лет с 1690 г., причем последние 5 лет своей службы был уже слепым, умер в 1816 г.); 2) его сын Афанасий Камкин 1817-1843 г.г. (переведен из Шуярецкого прихода уже пожилым, умер 10 июля 1851 г. в Панозере в возрасте 100 лет). По преданию, эти два священника совершали все службы по старым иосифовским книгам и тем противодействовали развитию и распространению в Панозерском приходе раскола начавшего проникать сюда в 30-х г.г. XIX в. 3) Григорий Иванов Тимофеев 28.11.1843-1848 г. (Олонецкая ДС); Андрей Георгиев Усердов 1848-1859 г.г.; Лука Семенов до 19.10.1859; место праздно с 23.7.1873 по 20.12.1874; Николай Молчанов до 1877 г.; Александр Васильев Ульяновский 21.9.1877-15.3.1889; Григорий Николаев Канорский до авг. 1891 г. (Владимирская ДС, звание студент, в 1887 г. к празднику Пасхи награжден камилавкой).
Церковный староста: Фадей Попов с 1884 г.

Источник: Православные приходы и монастыри Севера

Посвящение

Немного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пр. Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17:20–23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее – Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона (†931) государство разделилось на два царства – Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой­то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17:1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся.

Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение – три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия, – говорит святитель как бы от лица Самого Бога, – на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимцы... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 1 7:17–24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом, и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне – ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору изаильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар. 21:19). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар. 1, 4).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5:24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11:6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня в ознаменование того, что владычество лжи и насилия перед кончиной мира будет недолговечным (Откр. 11:11).

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (†945) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов­руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля. Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронцовом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».