Храм Иоанна Предтечи в д.Литвиново (Литвиновская)
В архиве культурного наследия сохранилось описание храма по паспорту, составленному в 1971-м году:
«Церковь Иоанна Предтечи сооружена в 1763 году. В 1866 году была перенесена на данное место из-под Шенкурска.
Храм «восьмерик на четверике» с кубоватым завершением. Планировочная структура: прямоугольная паперть, прямоугольная сжатая трапезная, четверик церкви и примыкающий к нему пятигранник алтарного прируба. Общая длина 30.6 м, ширина 11 м, высота до креста 25 м.
На центральный высокий четверик поставлен мощный восьмерик с повалом, имеющий кубоватое завершение. С запада к церкви приставлена трёхъярусная колокольня (по всей видимости была пристроена в 1866 году). Над прямоугольным срубом паперти устроен второй, квадратный в плане, невысокий четверик, на котором поставлен восьмерик. Над ним площадка для звона, увенчанная шатром. Церковь рублена «в обло» с остатком из бревен диаметром 28-39 см. Церковь и трапезная перекрыты плоским потолком. В восьмерике храма устроено в XIX веке дополнительно помещение для моления.
Церковь обита тесом, поэтому судить о декоре фасадов невозможно. Несколько оживляют фасад ложные окна восьмерика колокольни.
Сохранился иконостас XIX века работы местных мастеров. Иконы написаны мастерами, знакомыми с приемами росписи Шенкурских прялок. Фотофиксация и обмер производились в 1971 году.
Состояние памятника аварийное. Обшивка купола местами утрачена, и крыша протекает. Храм бесхозный.
Церковь хорошо вписывается в окружающий ландшафт и хорошо просматривается с поймы реки Ваги с расстояния 7-10 км.»
Храм закрыт не позднее 1930-х.
С 2019-го года силами проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» на храме начаты и продолжаются работы по подготовке к консервации, укреплены внутренние леса, смонтированы настилы на нескольких уровнях, закрыты протечки на кровле трапезной и части кровель полиц.
Приход располагался на левом берегу реки Ваги, в 5 верстах от г. Шенкурска.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии за 1895 год так описывает этот храм: «Центр прихода находился в Великом Погосте. В состав прихода входило до 40 деревень. В церковном архиве хранилась грамота Макария, митрополита Новгородского, от 18 марта 7169 (1661) г. на построение и освящение на новом месте храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, с приделом во имя Николая Чудотворца. Эта грамота была дана «на Вагу Шенкурския четверти поповскому старосте Архангельскому попу (т.е. иерею Шенкурского Архангельского собора) Лаврентию Федорову». В грамоте, в частности, было сказано: «В Шенкурской де четверти в Шенкурском стану стоит де храм в их (просителей) Никольском приходе во имя Николая Чудотворца, а как де тот храм воздвигнут и освящен тому де больше полуторых сот лет...», т.е. храм был построен в конце 15-го века. В 1780-1781 гг. построен новый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, на месте старого.
В приходе был и другой храм, Георгиевский, впервые упоминаемый в 17-м веке.
Когда оба храма – Георгиевский и Иоанно-Предтеченский – обветшали, решено было строить новые храмы на другом берегу реки, в центре прихода. Георгиевский однопрестольный теплый храм перенесен в 1866 году, освящен 25 ноября 1868 года. Предтеченский холодный храм перенесен в 1866 году, освящен 28 июня 1872 года, Никольский придел освящен 23 июня 1873 года. Еще один придел, во имя свв. апостолов Петра и Павла, устроен в 1879 году.
В Иоанно-Предтеченской церкви находилась плащаница на кумаче с изображением блаженного Георгия, Христа ради юродивого, Шенкурского Чудотворца, мощи которого находились в церквях Велико-Николаевского прихода. Здесь хранился и пятичный образ святого и рукописная служба ему с кратким житием. Мощи святого были обретены нетленными в начале 16-го века при стольнике князе Михаиле Васильевиче Хворостине (ум. 22.3.1514), устроившем часовню и каменную гробницу над телом св. Георгия и написавшем упомянутую плащаницу, которая лежала долгое время на гробнице угодника, а затем перенесена была в Георгиевскую церковь. 13 апреля 1716 года архиепископ Варнава дал грамоту на розыски мощей игумену Иоанно-Богословского монастыря Евфимию и протопопу Шенкурского Благовещенского собора Иову.
Церковно-приходская школа помещалась в собственном здании, устроенном при помощи св. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего 400 руб., и при особенном старании диакона Петра Корелина.
Крестьяне прихода 28 апреля 1887 года приняли решение, с разрешения епархиального начальства, отлить на общественные деньги колокол весом 150 пудов для приходской церкви, в память коронования императора Александра III, который после доклада об этом обер-прокурора Св. Синода 5 декабря 1887 года повелел «благодарить». О чем было объявлено прихожанам и совершена Божественная литургия и торжественный благодарственный молебен о здравии императора, императрицы и всего царствующего дома. Колокол был освящен 18 января 1888 года.
С 1887 года церковным старостой состоит Василий Шатков.
Святой пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель
Память: 11 сентября, 6 октября, 25 октября, 20 января, 7 июня, 7 июля
Как повествует Евангелие (Лк. 1:57–80), родители святого пророка Иоанна Предтечи – праведный Захария и праведная Елисавета, жившие в Хевроне, достигли преклонных лет, оставаясь бездетными по причине бесплодия Елисаветы. Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью.
Пророчество архангела Гавриила привело праведного Захарию в сильное смущение. Усомнившись в словах архангела, он стал просить у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. И мгновенно немота поразила маловерного Захарию.
Вскоре – так же, как некогда Сарра, зачавшая Исаака в глубокой старости, – узнала и Елисавета о рождении своего первенца. На пятом месяце беременности она удостоилась посещения своей родственницы – Преблагословенной Девы Марии, уже носившей во чреве Предвечного Младенца.
Праведной Елисавете, исполнившейся благодати Духа Святого, первой открылась великая тайна, и она узнала в своей гостье Матерь Божию. Святой Иоанн Предтеча, взыграв во чреве матери, такой радостью приветствовал Приснодеву, носившую Сына Божия.
На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. К этому дню полагалось дать младенцу какоелибо имя, и гости решили назвать его Захарией – в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит поеврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же всетаки назвать отрока, он написал на дощечке: «Имя ему – Иоанн». И вдруг узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне – Предтече Господнем и о грядущих событиях.
Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Однако в доме святого Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы, святой Захария в это время исполнял свою чреду богослужений в Иерусалиме.
Праведная Елисавета со слезами молилась Богу о защите. И когда с вершины горы она увидела приближавшихся преследователей, то возопила от всего сердца, обращаясь к каменной глыбе: «Гора Божия! Гора Божия! Прими матерь с чадом!» Как повествует церковное предание, гора вдруг расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла матерь с сыном.
Негодуя на то, что праведной Елисавете с младенцем удалось скрыться, Ирод решил отомстить святому Захарии. Он послал к нему своего оруженосца с поручением узнать, где находится его сын. В случае отказа выдать сына, Ирод приказал убить праведного Захарию. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу.
За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.
По преданию, праведная Елисавета, пребывая с младенцем Иоанном в пещере, чувствовала особое благоволение Божие, ибо прямо возле пещеры внезапно выросла финиковая пальма, кормившая беглецов своими плодами, и открылся источник воды.
По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на свое попечение Ангел Божий. Так хранил и покрывал Господь святого пророка Иоанна, чтобы уготовал он путь Грядущему Спасителю рода человеческого.
Празднование памяти святого пророка и Предтечи Господня Иоанна особенно распространено в Русской Православной Церкви. В честь Крестителя Господня Иоанна были воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри по всей России, русские люди часто называют новорожденных именем Иоанн, также в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
По трассе М-8 в сторону Архангельска, после дер. Шипуновская - поворот направо, далее 1 км. до Литвиново.