Законсервировано

Часовня мчч. Кирика и Иулитты в д.Федьково (Ширканда)

Регион
Архангельская область
Район
Вельский
Деревня
Федьково (Ширканда)
Координаты
60.948444513184, 41.79604364917
Состояние
Законсервировано
Описание

Часовня относится по типу к деревянным клетским постройкам. Рублена в обло из бревен диаметром 25­30 см с чистым углом и обшита тесом.

Здание выполнено на сильном рельефе и имеет подклет, в значительной степени ушедший в культурный слой в восточной части и покоящийся на фундаменте из валунов.

Основой объемно­пространственной композиции сооружения является храм, обозначенный в плане непрерывным восьмигранником, развивающимся в двух ярусах и покрытом куполом с утраченным в настоящее время венчанием.

С запада к храму пристроена трапезная, представляющая отдельный сруб, с несохранившимся крыльцом. В интерьере храма привлекает внимание потолок, образованный по периметру повалом, соответствующим уступу восьмерика второго света, и завершающийся восьмигранным сводом с небольшой розеткой в средоточии.

Росписи и иконостас в интерьере отсутствуют.

Основные габариты в плане: длина – 13,95 м; ширина – 8,50 м.

Часовня является типичной постройкой данного вида, что определяет интерес к ней в изучении истории развития деревянного зодчества Вельского района».

В 2020 году силами добровольческого проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» были проведены противоаварийные и консервационные работы.

История

Из актов Холмогорской епархии. Переписныя книги часовень в Важском уезде и в Устьянских сохах.

Марта 20 – Июня 29 1692.

 «...Пежемского ж стану часовня во имя святаго великомученика Георгия стоит от церкви Божии от Богоявленского погоста разстоянием три версты в деревне Шырканде, на горе, на тяглой земле, на улице.

А в ней иконнаго строения: Образ великомученика Георгия.

А болши того в той часовни иконнаго строения и утвари, и книг, и письмянных крепостей, закладных и кабал, и земли, и денежной, и никакой часовенской казны, и припасов никаких налицо по досмотру не обьявилось.

А у переписки з десяцким священником были мирские выборные люди: Гришка Андреев, Сенка Федоров, Ивашко Васильев.

И те мирские выборные люди сказали по святой непорочной заповеди Господни в правду: У той де часовни прикащика нет и не бывал для того, что в тот вышеписанный праздник денежной и никакой часовенской казны нисколки не збираетца, потому ж и в­ыные дни також ничего не збираетца, потому что де из­ыных волостей и из деревень к той часовне крестьяне с подаянием нихто никогда не приходит, и денег и иного подаяния нихто ж в казнй не подает.

И при той же часовенской переписке десяцкой священник их мирских людей спрашивал, сколко при той часовни крестьянских дворов, и давно ль та часовня и с какого случая построена? ­ И мирские выборные люди сказали: При той де часовни крестьянских дворов нет, а к той де часовни приходят и строили той Шыркандской деревни крестьяне, а в той деревни крестьянских тяглых девять дворов. А построена де та часовня в прошлом во 195­м году вместо ветхой старой часовни на том же месте; а та де прежняя часовня построена была в которые годы и с какого случая, того де они крестьяне не знают и не слыхали.

По листам скрепа: Вместо мирских выборных людей, по их велению, пономарь Петрушка Гаврилов руку приложил».

По книге, данной Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи, июня 23 дня 1915 года:

 «Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 верстах на юго­восток; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. 15 июля – Св. муч. Кирика и Иулитты, в деревню Федькову. В 1848 году, с разрешения Епархиального Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни».

 По заключению госинспекции по охране памятников Министерства культуры РСФСР в 1975 года:

«Часовня Кирика и Иулитты. II­я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р­н, Пежемский с/с, д. Федьково. Используется как склад сельсовета.

Посвящение

Мученики Кирик и Иулитта

Память: 28 июля

Святая Иулитта жила на рубеже III–IV веков. Она происходила из благородной иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

 В начале IV века император Диоклетиан издал указ, предписывавший преследовать всех христиан, и правитель Ликаонии Дометиан начал ревностно исполнять волю императора. Святая Иулитта укрылась от гонений в Селевкии, предпочтя отказаться от всех своих богатств и нести тяготы изгнания, нежели отречься от Христа. Но в этом городе царило еще большее смятение. Посланец императора Александр наводил ужас на жителей, подвергая пыткам и беспощадно предавая смерти всех, кто не подчинялся указу. Спасаясь от его гнева, святая отправилась в киликийский город Тарс вместе с сыном и двумя служанками.

 Однако там святая Иулитта вновь столкнулась с этим мучителем. Он опередил ее и продолжал расправу над христианами в Тарсе. Когда Александру донесли, что в городе находится знатная беженка, он приказал задержать ее и привести к себе на суд вместе с ребенком. Служанки сумели ускользнуть и издали следили за происходящим. Когда Иулитту спросили о ее имени и звании, она ответила просто: «Я христианка». Разгневанный правитель велел подвергнуть ее пыткам.

 Палачи связали святую Иулитту и стали бичевать бычьими жилами. Плачущего младенца в это время, оторвав от матери, принесли Александру. Он взял его на руки, посадил на колени, погладил по голове и попытался поцеловать, говоря приятным голосом: «Оставь эту ведьму и иди ко мне, твоему отцу. Я тебя сделаю своим сыном и наследником всех моих богатств, и у тебя будет сладкая, беззаботная жизнь». Кирик посмотрел на мать, претерпевавшую мучения, и дал отпор тирану, царапая его и ударяя кулачками. Он вскричал: «Я тоже христианин!» – и ударил правителя ногой в бок. Тогда притворная доброта Александра обернулась яростью. Он схватил ребенка за ногу и со всей силы ударил о ступени каменной лестницы, которая вела к его трону, разбив Кирику голову. Святой младенец тотчас предал Богу душу, освящая землю своей кровью и унося на небеса венец мужественных подвижников благочестия.

 Тогда Иулитта исполнилась божественной радости и возблагодарила Господа за то, что Он таким образом отверз ее сыну врата вечной славы. Вновь приведенная к разъяренному правителю, она заявила, что никакие мучения не смогут победить ее любовь к Богу и что, напротив, страдания позволят ей скорее присоединиться к дорогому сыну. Тогда Александр приказал вздернуть святую Иулитту на дыбу и терзать ее тело железными крючьями, а затем лить кипящую смолу. Несмотря на боль, мученица продолжала исповедовать веру в Святую Троицу и добавила: «Я спешу присоединиться к сыну, чтобы вместе с ним наслаждаться блаженством Царства Небесного!»

 Видя, что его усилия бесполезны, Александр приказал обезглавить святую Иулитту. Когда ее привели на место казни за городскими стенами, она попросила у палачей минутную отсрочку, чтобы помолиться. Едва Иулитта возблагодарила Бога и произнесла «Аминь», как палач взмахнул мечом и отрубил ей голову. Тела святых Кирика и Иулитты были брошены в яму вместе с телами преступников. На следующую ночь две служанки пришли забрать святые мощи, которые затем погребли в пещере неподалеку от города.

В царствование Константина, когда воссиял свет благочестия, одна из этих женщин еще была жива. Она рассказала о гробнице святых, и туда устремилось множество христиан, чтобы взять частицы святых мощей, от которых произошло множество исцелений.