Рассказ участников экспедиции "Саминский погост", 2014 г.
08.04.2016
Здесь забываются обиды и сомненья,
И скорбь, и тяжесть, и паденья без конца,
И сердце, удивясь величию творенья,
Незримо переходит к славословию Творца.

Пройдут года - сюда вернусь я снова,
Прощай, родная вологодская земля!
О север русский, край суровый!
О, Русь! О, Родина моя!

Павел Машков

Осенью 2013 года в один из выходных я отправилась на православную ярмарку, которая вот уже несколько лет каждую неделю проходит в 70 павильоне ВВЦ. Мое внимание привлек необычный стенд: огромная фотография деревянного православного храма на фоне северной природы. Побывав достаточное количество раз за границей в школьные и студенческие годы, я уже давно для себя решила, что буду теперь ездить только по своей стране. Мое воображение всегда поражали пейзажные фотографии Алтая, Камчатки, Сибири, а самый простой православный храм в сотни раз милее моему глазу и моему сердцу, чем все достопримечательности Европы, Америки и Азии вместе взятые. Конечно, мне уже давно хотелось побывать и на Русском Севере. В общем, этот стенд "Общего дела" встретился мне совсем не случайно. Мне вручили брошюру, а дома я сразу посмотрела сайт. В походе я тоже ни разу не была, трудничество как вариант проведения отпуска рассматриваю - а тут все вместе, да еще и друзей верующих найти можно. Я решила, что обязательно постараюсь поехать следующим летом.

С Божией помощью все постепенно складывалось: я заполнила анкету, выбрала подходящую по времени отпуска и не очень продолжительную экспедицию, мы встретились с Димой Харитоновым, нашим будущим командиром, а затем еще раз встретились уже со всеми, кто собирался ехать. Меня больше всего интересовал список необходимого, ведь ничего для похода у меня на тот момент не было. Дима распределил обязанности, рассказал о том, что именно нам предстоит сделать, наш маршрут, ответил на вопросы. Меня очень порадовало, что все были настроены позитивно - значит, у нас все получится! Было пока что неясно с машинами, но Господь все управил, и несмотря на то, что количество участников, которые собирались ехать на своих машинах, в самый последний момент значительно скорректировалось, мест в машинах всё равно хватило всем. Больше мы не встречались до самой поездки, только переписывались. Дима выслал нам все необходимые материалы по "Общему делу" и конкретно по Самино. Я купила себе рюкзак, спальный мешок, необходимую обувь и одежду, термос и еще несколько незаменимых походных мелочей, и вот наконец настало 29 августа.

Основная часть нашей группы стартовала из Москвы, мы собирались в 7.00 у Тихвинского Храма в Алексеевском. Выехали в 8 часов всемером на двух машинах: впереди, с ним его друг и незаменимый штурман Артем Янкин, и я на заднем сидении рядом с багажом, на котором отлично получалось подремать время от времени. За нами ехал Роман Белкин в компании трех очаровательных девушек: Ольги Лободиной, Александры Тимофеевой и Марии Коноваловой. Нам предстояло проехать 830 километров до основного объекта нашей экспедиции, Храма Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Саминский погост Вытегорского района Вологодской области. Этот Храм - тезка московского Храма в Алексеевском, но в отличие от действующего столичного нуждается в полной реконструкции. Он был построен в 1897 году, но простоял только 100 лет, тогда как расположенный рядом Ильинский стоит с 1692 года и выглядит снаружи очень хорошо. Внутри, конечно, нужна реставрация, но это вполне реально сделать, если появятся заинтересованные жители. Своего священника в деревне нет, отец Матфей приезжает из Белого ручья один раз в год 2 августа и служит молебен на праздник Ильи Пророка. Но и ремонт, и вопрос с батюшкой можно было бы решить, если бы в Самино было побольше активный воцерковленных селян. Что же касается Тихвинского Храма, то в нем советская власть устроила не клуб, как в Ильинской церкви, а склад зерна - вот от испарений все бревна и сгнили. Мощные купола, а затем и стены стали постепенно обрушиваться. Теперь храм нужно строить заново.

В начале октября 2013 года "Общее дело" уже направляло экспедицию в Самино. Нужно было срочно поднять из-под завала хотя бы один купол, чтобы сохранить его как образец для будущего восстановления святыни. В срочном порядке ребята выехали в Самино на один день и с поставленной задачей успешно справились. Дима тогда в первый раз был командиром. Ему очень хотелось летом вернуться в Самино уже на несколько дней, чтобы основательно потрудиться на этом объекте. Задуманное осуществилось. Из тех кто поехал этим летом, Роман Белкин и Артем Янкин ездили в Самино прошлой осенью. Им уже всё было знакомо, и дорога, и плачевное состояние Храма. Дима заранее договорился с крановщиком Александром, который помогал в октябре прошлого года, с отцом Матфеем, что он нас благославит и приедет в Самино 2 августа на молебен в Храме Илии Пророка, а самое главное - нас уже ждал Николай, с которым Дима познакомился в первой поездке и без которого этим летом у нас вряд ли бы все получилось.

Итак, мы ехали 15 часов, но дорога нас совсем не утомила - мы знакомились друг с другом, обсуждали, что нам предстоит сделать, слушали музыку, говорили о жизни. За окном луга сменялись лесами, а леса - долинами. Из всех городов, которые мы проезжали, мне больше всего запомнился Ростов, величественные соборы его Кремля были видны из далека, их нельзя было пропустить. Жалко, что город мы проехали стороной, по объездной дороге. А еще мне запомнились интересные таблички вдоль дороги: "Деревня Брынчаги - родина Михаила Ильича Кошкина, советского конструктора, создателя легендарного танка Т-34". "Деревня Сяма - родина писателя Владимира Алексеевича Гиляровского". "Национальный заповедник "Русский Север". Осторожно, дикие животные!" Нам, правда, не встретился даже ни один лось за все время нашей поездки.

По пути мы сделали 3 остановки по 40-50 минут, чтобы заправить машины и подкрепиться самим. Больше всего всем понравилось кафе "Баранка" - отличное заведение, в котором уютно, вкусно и недорого.

Когда мы подъезжали к Самино, небо стало темно-фиолетовым, засверкала молния - мы въезжали в грозу. Маша воскликнула: "Это нас Илья Пророк так встречает, ребята!" Она была совершенно права. А еще нас встречал Николай. В его чудесном теплом деревянном доме нас уже ждал самовар, пироги и копченая рыба.

Артем Самохвалов, наш профессиональный фотограф, приехал в Самино из Питербурга сразу вслед за нами. Он первый раз в одиночку совершил трансобластной переезд на своем автомобиле. Девятый участник нашей экспедиции, ветеран "Общего дела" Наталья присоединилась к нам на следующий день - Дима встретил ее в Вытегре, куда Наташа самостоятельно добиралась сначала на поезде до Вологды, а оттуда на автобусе. Нам очень повезло, что у нас в команде был и настоящий фотограф, и чертежник и настоящий миссионер! Маша дарила всем деревенским жителям иконки, брошюры из московских Храмов и, конечно, листовки "Общего дела". А вообще все очень старались. Артем Самохвалов помимо фотосессий самоотверженно трудился на объектах, равно как и Роман с Артемом Янкиным, разводили нам костер для готовки. Наташа быстрее всех из девочек готовила кушать, Саша была нашим вторым фотографом, Оля учила меня и Машу готовить на костре, а мы собирали в Самино и в Ольково этнографический материал, вели дневник поездки.



Николай разместил нас у себя не просто как дорогих гостей, а как любимых родственников. Нам отвели второй этаж - комнату для мальчиков, комнату для девочек и большую прихожую, где мы составили все рюкзаки и продуктовые запасы. Маша с Ромой ночевали у родственников Николая, в Октябрьском, всего 4 км от Самино. Там же жена Николая Ирина затопила нам баньку по-черному, а еще она пекла нам пироги, и каждый день они с Николаем уделяли нам столько внимания! У них трехлетний сын Саша, маленький озорной херувимчик с синими как васильки глазами, очень смышленый и не по годам взрослый. Есть у Николая и собака, четырехмесячный Тузик, смесь овчарки с дворняжкой. Днём этот Тузик сидел на цепи, а вечером его отпускали, и начинался кошмар! Он норовил что-нибудь стащить со стола, разбрасывал мусор по всему участку, грыз нашу одежду, которую мы сушили на улице. А однажды, когда мы готовили на ужин картошку с тушенкой, к Тузику пришла его подруга Люся (имя собаке дали мы), как обычно ровно в семь, когда хозяева снимали Туза с цепи. Вообщем, картошку мы сварили, а вот перемешать ее с тушенкой сразу не смогли: трое держали Люсю, которая грозилась в один миг проглотить наш ужин вместе с котелком. Все кончилось хорошо, мы угостили Люсю оставшейся с завтрака кашей.
Готовили мы на костре, у Николая на участке. Рядом на улице стоял большой стол с лавками, так что хочется надеется, мы не очень стеснили хозяев. Все-таки девять человек гостей на целую неделю. Дима привез из Москвы все необходимые овощные, рыбные и мясные консервы, которые мы добавляли в суп и во второе. Рома привез сухофрукты для каш и оливковое масло, хозяева подарили нам мешок картошки. Крупу, макароны, хлеб и молоко мы покупали в сельском магазине. Артем Янкин заваривал свой фирменный чай на травах. Этим чаем мы угощали и селян после молебна. Бабушки были в восторге! А воду для готовки мы брали не из речки, и даже не из колодца, а из родника. Вода из него стоит долго и не портится, и вкус у нее потрясающий. В речке мы только купались, несколько раз в день. Только в последний день искупаться не получилось - рабочие из Вытегры, которые всю неделю чинили мост, в тот его разобрали его полностью. Нам показалось, что глядя на нас, дружно собиравших мусор и разбиравших бревна под палящим солнцем, эти рабочие стали трудиться охотнее и веселее.


С купанием же нам в этой экспедиции очень повезло. Помимо Самины (так называется речка в Саминском погосте), мы поплавали и в Онежском озере. Оно, правда, больше похоже на море - такие там волны, камни, и чайки как на Балтике. А еще мы искупались в Бородаевском озере, когда были в Ферапонтовом монастыре. Дно там было песчаное и после Онеги, где оно сплошь покрыто большими и очень большими камнями, это было восхитительно!

Больше всего времени мы провели в Самино. Сразу по приезде повесили объявление на почте и у магазина, известили селян о предстоящем молебне 2 августа и позвали всех помочь нам и потрудиться у храма. К сожалению, к нам так никто и не пришел. На руины Тихвинской церкви смотреть было сначала очень грустно. Кругом валялись бутылки, особенно у алтарной стены, туда же кто-то сгрузил свой строительный мусор. Мне кажется, винить кого-то в том, что храм стоит разрушенный, а селяне пьют на приступочке у алтаря, не стоит. Да, колхозов теперь нет, и никто не обеспечен занятостью, но все наши страсти живут внутри нас и ниоткуда извне они не приходят... Постепенно к руинам мы привыкли, больше не расстраивались. Покосили траву, повыдергивали малину с крапивой, собрали отдельно стекло, кирпичи и труху. Сожгли траву и сгнившие бревна, отдельно сложили кованные гвозди и ценные элементы декора. Резных украшений на храме изначально было немного - вся красота была в пяти огромных куполах на высоких венцах-барабанах. Сохранились старые фотографии и мы узнали, как храм выглядел в середине прошлого века. Мы расчистили северную стену, чтобы крану было удобнее подъехать. Наташа сделала замеры и начертила план храма, а позже зарисовала и извлеченные купола. Помогать нам никто не пришел, а в милицию о нас сообщили. Приехала участковая, переписала паспортные данные. Порядок - это, конечно, всегда хорошо.
На два дня к нам на помощь приехал Михаил, командир экспедиции "Вельск-2", они познакомились с Димой на празднике "Русское поле" в Коломенском, который проходил в июле. На одной из площадок волонтеры "Общего дела" за один день собрали настоящий деревянный храм.

Каждый день после завтрака и после ужина мы вместе читали Правило у Ильинского Храма. От его стен веяло древностью святыни. Удивительное ощущение.
В пятницу приехал крановщик Александр. Наши ребята, а с ними и Николай сделали непростую и самую важную часть работы: подняли на стропах и вытащили из-под завалов второй венец. Саша и Артем все засняли. Подъем купола был кульминационным моментом, записали его на видео. Как-то так получилось, что как раз в это время в Самино проездом заехали ребята из Москвы, которые путешествовали по Северу на своем джипе, фотографировали природу и церкви, ночевали в палатках, купались в озерах. Андрей, фотограф, оставил Роме свои координаты, пообещал сбросить свои фотографии, которые могут быть полезны для "Общего дела".



Второго августа состоялся молебен в Ильинском храме. С утра приехал Илья, один из координаторов проекта «Общее дело», привез нам складной стол для угощений. На свой день Ангела он каждый год отправляется в храм в честь Ильи Пророка, каждый год в разный. Вот так, оказывается, можно отмечать день рождения!

В 11.30 приехал отец Матфей, открыл Храм. Потянулись люди. Всего было около 50 человек, еще человек 10 детей: и из Самино, и из соседнего Октябрьского, были паломники из Вологды. В храме можно было купить свечи, подать записки. Отец Матфей служил, пели женщины. Все прихожане держали в руках свечи и передавали друг другу огонек. Стены внутри голые, иконы увезли в Вологдский музей до открытия храма, но само здание сохранилось хорошо. Т.к. храм весь год закрыт, внутри относительно чисто, и самое главное - не осквернено. Маша на выходе всем раздавала иконы и брошюы, а мы зазывали к сладкому столу с Теминым чаем. Саша всех фотографировала и играла с детками. Мы слепили маленький пятиглавый храм из пластилина. Как же хочется, чтобы Ильинский храм открыли для служб, а Тихвинский начали отстраивать. Но 2 августа в Самино был настоящий праздник, грустные мысли все улетучились. Православные люди собрались вместе, чтобы прославить Господа и Его Святого Пророка Илию. Правда, снова все соберутся здесь только через год... Когда мы беседовали за чаем у Николая с отцом Матфеем, был разговор о том, чтобы в следующем году служить Литургию.


На двух других объектах, в Сидорово (Церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость) и в Тикачево (церковь Преображения Господня) мы провели по полдня. Наташа сделала замеры и чертежи, Артем и Саша все засняли на фотоаппарат, мы подергали траву, собрали мусор, в основном опять же пустые бутылки. В Сидорово церковь стоит на кладбище, вот и поминают здесь покойников родственники и друзья. Очень грустно, что церковь разрушена и не служат здесь батюшки панихиды, и мы возвращаемся к язычеству, где близкие убиты черным горем, кругом плач и поминки с алкоголем. Будто не крестилась Русь, будто не знаем мы о Светлом Христовом Воскресении и не чаем воскресения мертвых и жизни будущего века.
Правда не все так безнадежно. В 12 км от Самино есть другое кладбище, с действующей восстановленной Церковью. Это в Трошигино. Церковь очень красивая, кругом сосны, благодать.

А самой радостной оказалась поездка в деревню Ольково на Онежского озере. Здесь в поле стоит разрушенная Церковь Преображения Господня, но внешний вид намного лучше, чем всех трех других наших обьектов (Трошигино не считается, это был обьект культурной программы). Но самое главное другое: рядом строится новая деревянная часовня, которую предполагается затем превратить в действующую церковь! Еще удивительнее история того, кто эту часовню строит. Это Владимир Макаров, отставной военный из Вологды. Он живет здесь постоянно уже девятый год, ему около 40, не женат. Но перед тем, как познакомиться с Владимиром, мы с Машей отправились общаться с местными жителями. Как и в Самино, много брошеных домов, а кого мы встретили - не очень-то и хотят разговаривать. Мы сразу говорили, что мы не сектанты, рассказывали про "Общее дело". Но дачники не знали, какая жизнь была в этих краях при советской власти, а многие даже отказывались называть свои имена и фотографироваться. Но в Самино живет Мария Андреевеевна, ей 86 лет, а в Ольково - Тамара Петровна Братолюбова, ей 85, вот они-то нам все и рассказали!

И в Самино, и в Ольково до революции 1917-го года жизнь была тихой, размеренной и благочестивой. Ловили рыбу, охотились, в здешних лесах и по сей день водятся все виды животных и птиц. Занимались земледелием, скотоводством, различными промыслами. В каждой деревушке была церковь. Советская власть закрыла церкви, зато построила зерноводческие и животноводческие колхозы, леспромхозы, в Ольково было 3 рыболовецких колхоза, рыбный завод и метеостанция. Были в деревнях и школы, и больницы. Сейчас нет ни школ, ни больниц, ни занятости. Кто-то живет с ягод, которые насобирает и продаст за лето, кто-то "тюкает обочину", как сказал Николай, т.е. подрабатывает извозом. Ирина работает на почте. У стариков пенсия, а молодые уехали в город. Вот и возникает вопрос, как возродить здесь жизнь? Построить сначала храм или самое главное - это обеспечить молодежь работой?


Когда задали этот вопрос Владимиру, мне захотелось перехать в Ольково насовсем. Чтобы здесь жить, молодой семье ни колхозы, ни фабрики не потребуются. Можно и без большого хозяйства тоже обойтись. Нужен только творческий подход и ... мужество! Мужество отказаться от призрачного и душевредного городского комфорта, а взамен получишь настоящую жизнь свободного человека. Природа здесь удивительная. Сосны, песок, Онега. Около дома Владимира мы спускались к воде по очень крутому глиняному склону. А наверху можно сидеть часами: вода до самого горизонта, чайки, справа песчаные склоны и сосны, приятный теплый ветер... Владимир тренирует детей в спортивно-патриотическом лагере неподалеку, его друзья художники делают своими руками очень красивые вещи и продают, я бы могла давать по скайпу уроки немецкого, можно удаленно выполнять работу на компьютере. Все вполне реально.

Хочется рассказать про Тамару Петровну. Она была замужем за сыном последнего священника Преображенской церкви, отца Василия. По дороге в Ольково я читала отчет отца Димитрия о его разведке в Вологодской области, которой он занимался по заданию "Общего дела" во время своего отпуска, и помимо всего прочего узнала про Тамару Петровну. Был указан даже номер ее дома, и мы с Машей зашли к ней. Батюшку много раз вызывали и заставляли отказаться от веры, да только он все не отказывался. В 38-ом году его арестовали, больше ничего об отце Василии неизвестно. Вернее сказать, известно, что он тоже новомученик и исповедник Российский. Тамара Петровна подавала запрос на программу "Жди меня". Может быть в ссылке у отца Василия была новая семья, и остались дети. Пока ничего найти не удалось.

В завершении экспедиции нас ожидала потрясающая культурная программа. Сначала мы побывали в Ферапонтовом монастыре. Сейчас это Музей фресок Дионисия. В 1502 году Дионисий вместе с сыновьями всего за один месяц расписали фресками весь Собор Рождества Богородицы. Он же изготовил и иконостас. Это был вклад мастера на вечное поминовение его души. Сначала мы посмотрели небольшой, но очень информативный фильм, а затем прошли в сам храм.

Небольшой собор внутри весь от пола до потолка, все ниши, арки, колонны расписаны множеством сюжетов. Здесь и фрагменты Евангелия, и Ангелы, и митрополиты, и другие почитаемые на Руси святые. Настоящее чудо в красках! Нам даже дали специальную цветную схему, чтобы узнать, кто на каком фрагменте изображен. А второе чудо - это то, как в течение 30 лет команда из 10 ученых-реставраторов вела работу по восстановлению и сохранению этого богатства. Они применяли впервые методики, которые сами разрабатывали. Например, для уничтожения микроорганизмов, колонии которых были не только на стенах, но и в воздухе вокруг монастыря, придумали специальную каучуковую резинку-ластик. В 1998 году эта гигантская рбота была успешно завершена. Сотрудники были награждены Государственной премией, а сам музей получил статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО. В музее можно было увидеть толстые машинописные книги научных трудов и отчетов.

Из Ферапонтово мы отправились в Кирилло-Белозерский монастырь. По дороге осмотрели недавно построенную деревянную церковь в честь Нила Сорского и белый деревянный храм Илии Пророка в Цыпино.

Кирилло-Белозерский монастырь стоит как и Ферапонтов на берегу озера, но сам он намного больше. Нам показалось, что территория просто огромная. Утром один из монахов специально для нас провел экскурсию по самой древней части, Иоаннову монастырю. Сейчас это действующий монастырь, в нем 4 монаха и 4 послушника. Мы приложились к деревянному кресту, который отмечает место первой кельи Преподобных Игумена Кирилла и Ферапонта Белозерских. В действующей церкви Сергея Радонежского мы услышали житие Святого Кирилла. В заключении экскурсии нам разрешили подняться на монастырскую стену.

Настоятель иеромонах Игнатий читал утром монашеское Правило, мы тоже на нем присутствовали. Большую по площади часть - Успенский монастырь и Новый город занимает музей. Здесь экскурсии ведут миряне. В различных зданиях (а это и храмы, и колокольни, и башни, и административные корпуса) проходят многочисленные выставки. Ночевали мы в странноприимном доме. Перед сном ходили в город, купили сладостей и устроили в женской келье чаепитие, нам разрешили. В тот вечер выяснилось, что заварные пышечки, которые в Москве можно купить почти что в каждом продуктовом, не продаются в Северной столице. В Питере только профитроли, они с кремом, а пышечки "пустые".
Получилось очень забавно, когда Артем Самохвалов решил, что ему попался брак без крема, надкустл другую - и она пустая! В глазах товарища читалось разочарование. Мы наперебой стали об'яснять, что это не бракованные профитроли, а пышечки, и им полагается быть без начинки.

Утром после Правила и экскурсии мы купили сувениры и отправились в Москву. Сначала мы заехали в Вологду - Наташа оставалась еще на одну экспедицию, которая должна была начаться 8 числа. Три дня до нее Наташа хотела провести в Спасо-Прилуцком монастыре, в том самом, где в октябре 2013 ребята ночевали, когда ездили в Самино. Пока Дима с Наташей договаривались в монастыре, мы зашли перекусить в городском кафе, я первый раз в жизни ела яичницу из 5 перепелиных яиц. Было очень вкусно, а на вид - просто произведение искусства. Дорога от Вологды до Москвы заняла 8 часов. В области начались пробки, хотя и была среда, а не воскресенье.

Эта поездка для каждого из нас останется в памяти на всю жизнь. Мы сделали маленькое, но важное и нужное дело. Отдохнули, загорели, накупались. Многие в первый раз побывали на Русском Севере, где и правда, как оказалось, удивительные люди, удивительная природа и удивительные деревянные храмы. Здесь действительно лечится душа. Для меня в этой экспедиции открылось многое во мне самой - и немощи, и сильные стороны, а еще я познакомилась с настоящими, свободными, верующими людьми.

04.09.2014, р.Б. Дарья