Рассказ участников экспедиции Онега-4
01.01.1970
13.07.13. Наша поездка на Север началась. Расположившись на своих местах, мы постепенно стали друг с другом знакомиться. Мне было ужасно интересно, что ожидает нас впереди. Ведь я в первый раз уезжала от Москвы на такое дальнее расстояние, как потом оказалось, на 1362 километра от Москвы! Да и к тому же предстоит жить в палатках, в совершенно чужих мне условиях, на острове (что естественно добавляло колорита нашей поездке)… Смотря на лица ребят, я поняла, что и они немного насторожены. Обстановку разряжал наш жизнерадостный командир, Виктор Викторович, который, впрочем, и на протяжении всей поездки нас подбадривал, поднимал нам настроение и помогал во всех ситуациях. Я думаю, это самое важное, когда в такой непростой поездке есть человек, на которого можно положиться. Благодаря этому не чувствуешь себя чужой в незнакомом коллективе, не боишься трудностей и, так пугающей меня, неизвестности. В поезде Виктор сразу же ознакомил нас с планом на ближайшие дни: нам предстояло на следующий день прибыть в Плесецк, там закупаться продуктами, далее 4 часа ехать на машине до Большого Бора, откуда на тракторе(!) добираться до берега Онеги. Там нас должны были ждать лодки, чтобы переправиться на остров. Все это было для меня так непривычно и интересно, совсем не похоже на мои туристические поездки…

На следующий день в 12:50 мы прибыли в Плесецк. На платформе нас встречал огромного роста и крепкого телосложения мужчина, явно военного вида. Это был Игорь Леонидович, полковник, активный помощник в восстановлении русских деревянных храмов, человек, который во время всей нашей поездке оказывал нам всем огромную помощь. Мы купили в магазине все необходимые продукты и продолжили путь. Ребят запихали вместе с вещами в Уазик, а нам с Инной предоставили VIP-автомобиль: жигули, чтобы нас не укачало. В пути мы только и делали, что волновались. Особенно Инна, которой предстояло быть нашим поваром. Она, как и я, впервые ехала в такую экспедицию, поэтому нам было немного страшновато. Дорога была однообразной и скучной, но вдруг, на середине пути, мы выехали на гору и увидели невероятной красоты пейзаж: это была река Онега! Вдоль другого берега простирался лес, а наша сторона была вся усыпана прекрасными полевыми цветами. Мы вышли из машины. Виктор нарвал нам с Инной цветов и мы всей группой сфотографировались на фоне этого великолепия. Пожалуй, это было мое первое яркое впечатление из череды всех остальных.

Наш автомобильный путь завершился в поселке Большой Бор, у деревянного храма, где наша группа должна встретиться с предыдущей. В отличие от нашей группы, где было 8 мужчин, там был чисто женский коллектив. Мне было удивительно смотреть на то, как они уезжали. Они с таким восторгом рассказывали нам о поездке, так не хотели уезжать… Я не понимала, почему недельное пребывание на этой суровой, холодной земле вызывает у них столько эмоций? Оказалось, что многие девушки из этой экспедиции знакомы с нашим командиром, Инна тоже увидела своих знакомых, что было, конечно, приятной неожиданностью. На самом деле, это замечательно, что люди знакомы не только со своей группой, но и с другими людьми, и в нашем проекте появляется какое-то родство и сплоченность.

Кстати, у храма мы и встретились с нашими корреспондентами. Это оказались двое молодых людей, Максим и Саша, очень дружелюбные и совсем не страшные, так что все наши представления о назойливых репортерах мгновенно рассеялись. С нами они должны были пробыть 3 дня. Наконец, мы дождались трактора, загрузили вещи, и сев на них поехали к берегу. На берегу, мы встретились с Настей, она присоединилась к нам из предыдущей экспедиции. Вскоре мы уже плыли на моторной лодке на остров. Внутри нарастало какое-то напряженное ожидание чего-то… Вот мы вышли на берег, поднялись по крутому берегу и увидели огромное поле, в центре которого возвышалась старая деревянная полуразрушенная часовня с покосившейся колокольней. Эта картина меня как-будто заворожила, потому что никогда еще такого не видела! Вместе с Сергеем мы пошли разведывать часовню. Было что-то завораживающее в том, как мы шли через высокие травы, все приближаясь к этой старинной часовне. Словно перемещались в другое время, хотя так оно и было. Ведь, часовня Покрова Пресвятой Богородицы была построена во второй половине 18 века, а может и еще раньше. Кто знает, сколько видели эти деревянные стены, сколько поколений, какой период истории… Раньше, вокруг часовни была деревня, но во время пожара вся деревня выгорела, а часовня чудом сохранилась. Внутри мы обнаружили надписи самых разных годов, но самая ранняя из них относилась к 1891 году, единственная, которую решили оставить, когда сдирали надписи. Вернувшись в наш лагерь, мы принялись освобождать место от травы, чтобы поставить палатки. По очереди пытались косить, но обнаружив, что это толком никто не умеет делать, решили просто утоптать траву ногами. Поставили палатки, разместили там свои вещи. Тем временем Инна приготовила нам ужин, я даже запомнила, макароны с тушенкой. Так прошел наш первый день, самый суетной и насыщенный. Потом все стало гораздо более размеренно.

На следующий день нас разбудили в 8 часов, мы прочли молитвы, по инициативе Виктора сделали зарядку. Пока Инна делала завтрак, ребята пошли к часовне и обсудили, какие работы требуется сделать. Нужно было (какие работы нужно было сделать). Сразу после этого стали перетаскивать доски к часовне, Настя принялась убирать часовню внутри, кто-то из ребят стал косить, чтобы можно было свободно ходить вокруг часовни. Игорь Леонидович сделал нам замечательный стол и лавки, а к обеду натянули тент. Лагерь стал принимать все более респектабельный вид. Наш полковник, Игорь Леонидович, пожалуй, самый опытный и дисциплинированный человек нашей группы. Он во всем помогал не только ребятам, но и нам. У меня создалось впечатление, что он умеет делать все в наших условиях, начиная от строительных работ, кончая предсказыванием погоды. Инна смотрела на него глазами неподдельного восхищения, во всем его слушалась и, благодаря его помощи, прекрасно готовила. Вскоре она уже мысленно произвела его в генералы.

Вечером того же дня после работы все собрались у костра и мы под гитару пели песни. Внезапно появился туман. Треск хвороста, яркое пламя костра, звуки гитары, туман, постепенно охватывающий все вокруг, часовня, медленно утопающая в прозрачной дымке… Ко всей этой романтике не хватало только настоящей ночи, по-настоящему здесь не темнело, ведь на Севере, как известно, Белые ночи. На душе было как-то уютно и тепло. Казалось, не существует никакой Москвы с ее вечной суетой, а есть только это поле, эта река, эта часовня и мы. А все остальное только в памяти. Время как-будто перестало существовать. По приезде из города судорожно пытаешься угадывать время, а оно словно ускользает куда-то. От этого становишься спокойнее, перестаешь суетиться. Вообще жизнь становится настоящей и ты сам настоящим.

Наверное, стоит написать наш примерный распорядок дня. Каждый день, ровно в 7 часов утра, по нашему лагерю раздавался громкий голос Виктора: «Онега 4!! Подъем!!!» Потом он каждого называл по имени, чтобы мы откликнулись и окончательно проснулись. Первые дни, после прочтения молитв, Виктор объявлял: «Так, всех поздравляю! День третий (четвертый и т.д.)! Все только начинается!» От этого становилось как то радостно и бодро. Обедали мы примерно в 2-3 часа дня, а ужинали в 9 вечера.

Между едой каждый занимался своими делами: мальчики работали, мы с Инной были на кухне, Настя делала чертежи и тоже помогала на часовне. А Игорь Леонидович успевал на два фронта: работал и на часовне и помогал Инне по хозяйству. Виктор, как руководитель, постоянно был на часовне, время от времени мы переговаривались по рации. Быт наш был налажен: воду брали из реки, хворост из леса, продукты нам регулярно подвозили. Так что уже к четвертому дню мы стали даже думать, что неплохо было бы здесь остаться…

На первый взгляд, наша жизнь может показаться достаточно однообразной. Но все же без приключений не обошлось. Ну, например, однажды, в палатке с едой оказалась мышь. Мы долго бегали по лагерю то за мышью, то от нее, естественно, громогласно вопя, пока, наконец, не пришел Илья. Ему явно было непонятно, что такого в том, что к нам прибежала мышка, и он спокойно посадил ее в мешок и выпустил около реки. Мы еще долго не могли отойти от этого. Видимо, кричали мы очень громко, поскольку даже Виктор по рации осведомился, что у нас происходит. Продукты вроде не пострадали. В палатках тоже часто оказывались всякие сюрпризы: то пауки, то кузнечики, за которыми приходилось охотиться по всей палатке, то просто противные насекомые.

Большинство людей из нашей группы ходили в походы не раз, но нам с Инной, людям, совершенно не приспособленным к походным условиям, конечно, все это было, мягко говоря, не привычно. К слову хочу сказать огромное спасибо мальчикам, которые в любой момент нам помогали и поддерживали. Что бы мы делали без них! Море комаров и слепней, на которых никакие средства не действуют, приготовление еды на примусе или костре, купания в реке… К тому же всю нашу поездку погода была пасмурной, солнце выходило очень редко. Девизом нашей экспедиции стала фраза: «Ни дня без дождя!» Дождь стал частью нашей жизни, ни одна туча не проходила мимо нас, так что доставалось нам по полной программе. Но Виктор утверждал, что для работы такая погода самая благоприятная и сразу после окончания очередного наплыва, работа вновь возобновлялась, а в последние дни наши герои работали даже под дождем.

Несколько раз были ураганы. Обычно в таких случаях на горизонте появлялась темно-синяя полоса, которая постепенно увеличивалась и увеличивалась. Зрелище, конечно, красивое, но потом начинался сумасшедший ветер, ливень и сносило все, что только можно. Последний ураган запомнился особенно. Сначала поднялся сильный ветер, начался ливень. Шест, на котором держался тент, сломался, почти всю посуду унесло со стола. Минут через десять вроде все улеглось, на небе появилась прекрасная двойная радуга. Но потом началось что-то страшное. Снова поднялся ураган, лило, как из ведра, сверкали молнии, гром раздавался прямо над головой. Таких наплывов было два. Не знаю как остальные, но я жутко боялась. Успокаивало лишь присутствие рядом полковника и Инны, которым такая погода явно пришлась по душе.

На третий день уехали наши репортеры. Перед этим мы собрались в часовне, прочли молитвы, Виктор прибил табличку названием часовни, они сделали наше общее фото. Было как-то грустно с ними расставаться. Максим и Саша не жили отдельно, как я ожидала, а даже наоборот: активно помогали в строительстве, по хозяйству, вместе с нами вставали на молитву, сидели с нами у костра. Но их время закончилось и мы, попрощавшись, расстались.

Контакты с цивилизацией ограничивались регулярными вылазками Виктора и кого-нибудь из ребят за едой и нашим днем экскурсий. И, пожалуй, еще один раз, когда ребята переправляли доски с другого берега. Вот, пожалуй, и все. Если не считать возможности залезть на часовню за интернетом и посмотреть какие-нибудь новости.

Мне говорили, что во время работ к волонтерам часто приходят местные жители: иногда помогают в строительстве, иногда приносят продукты и инструменты. Но в нашем случае, наверное, оттого, что ближайшая жилая деревня находится очень от нас далеко, к нам, во время всего нашего пребывания на острове, никто не приходил. Кроме Виктора-лодочника, который переправлял нас на другой берег.

Наверное, банально говорить о природе, когда тысячи писателей гораздо с большим мастерством могут ее описывать. Но я не могу не написать пару строк обо всей красоте, среди которой мы жили. Казалось, что природа менялась каждый день и не было ничего одинакового и повторяющегося. Даже, если ежедневно наблюдать за закатом с нашего плота, можно в этом убедиться. То он бордово-красный, то нежно-розовый… А часовня тем более каждый раз была какой-нибудь особенной: то ее подсвечивают оранжево-золотистые лучи заката, то она светится каким-то серебром на фоне угрюмого свинцового неба, то после дождя рядом с ней появляется радуга… В общем, я собственными глазами убедилась, что Север-это действительно настоящая красота!

А работа текла беспрерывно. Ребята работали постоянно, так что некоторым даже во сне виделось, как они подгоняют доски и отмеряют уголки. На самом деле, я ожидала, что будут возникать всякие конфликты и несогласия по поводу работы, как часто случается в мужском коллективе, но, к моему удивлению, за всю поездку ничего подобного не случалось, а если какие-то вопросы все-таки возникали, то они быстро решались, и все снова шло своим чередом. Остается только поражаться их терпению, работоспособности и оптимизму во всех ситуациях.

Несмотря на то, что погода вносила свои существенные коррективы, ребята работали бесперебойно, прерываясь только на еду. А в последние дни, после ужина работали до 4 часов утра (а вставали мы соответственно в 7). Мы уже привыкли засыпать под звуки бензопилы и стук молотков. Благодаря этой усиленной работе, план, который наметил наш руководитель, был выполнен, и в последний день перед отъездом в Москву, мы посвятили экскурсиям.

До и после экспедиции:

Нас возили к разным деревянным храмам, которые пока не отремонтированы, а потом мы поехали на Белое море. По дороге заехали в город Онегу, купили необходимые продукты. Минут через двадцать мы были уже у моря. Раньше я была на многих морях, но еще ни одно из них не впечатлило меня так, как Белое море, словно оно было первое в моей жизни. Даже не знаю, чем оно меня так заворожило, чем притягивало к себе… Его холодные просторы, какая-то непривычная белизна, многочисленные валуны у берега… Хотя вода была достаточно холодной, нам жутко нравилось бегать по берегу, по колено в воде, разнося повсюду холодные брызги. Никогда не забуду этот день. Белое море, наш пикник около величественного соснового леса… Огромное спасибо нашему командиру, что устроил такой замечательный день под конец нашей экспедиции.

Вот настал и наш последний день. Каждый, как всегда занимался своими делами, но обычного бодрого и оптимистичного настроения не было. Собрали все вещи, палатки, наша лагерная полянка опустела. Время шло медленно, последние минуты казались часами. Последний раз взглянули на нашу часовню. Как хотелось остаться еще хотя бы на один денек!.. Но вот мы погрузили вещи и отплыли от берега.

Постепенно, грусть рассеялась. Мы ехали на тракторе и пели песни всю дорогу… Снова стало хорошо и не так трагично. Только, когда мы доехали до Большого Бора, оказалось, что придется расставаться не только с Игорем Леонидовичем, но и с Виктором, который должен был еще там остаться. Теперь я уже понимала, отчего тогда, неделю назад, предыдущая группа уезжала со слезами на глазах. Теперь это мне не казалось странным и непонятным.

Наверное, именно тогда, во время прощаний, наконец, пришло ясное ощущение, что наша экспедиция закончилась. Теперь только на следующий год мы, может быть, снова будем вместе. Не в Москве, а здесь, на Севере. И тогда я поняла, что это была не просто экспедиция по восстановлению деревянной часовни, не только поездка волонтеров, но это был Север, который теперь стал частью нашей жизни, который невозможно забыть, который вечно, снова и снова нас будет к себе звать. Потому что Север - это любовь на всю жизнь.