Рассказ участников экспедиции Онега-1
19.10.2013
25.05.2013 – суббота, вечер. Поезд Москва-Архангельск

После дождливого, серого дня – неожиданный подарок – Москва провожала нас солнышком и свежим попутным ветром, вместо обещанного урагана. Поэтому уже с приподнятым настроением встречаемся у вагона. У руководителя нашей группы, Виктора, были тяжеленные сумки со всеми возможными и невозможными, но очень необходимыми для работы приспособлениями.

Первое чае/кофепитие в поезде, познакомились поближе. Состав нашей группы: Виктор, Дмитрий, Светлана, Лидия. Определили приблизительный план наших действий.

Воскресенье
Где-то к 13 часам прибыли в Плесецк. На перроне нас уже ожидал приветливый водитель Сергей, приехавший за нами из Северодвинска. По пути к Онеге он показал нам главную достопримечательность города - Плесецкий космодром, рассказал об особенностях и хитростях местной рыбалки, сделал остановку для нас в красивом местечке около поймы реки Онеги, чтобы мы смогли полюбоваться ее красотой и весенним распускающимся лесом.

Доехали уже к вечеру. Познакомились с очень гостеприимной, доброй и приветливой хозяйкой дома - Валентиной Григорьевной, которая нас радушно встретила и накормила вкусным ужином. После угощения мы решили ознакомиться с окрестностями и осмотреть объект нашей экспедиции – храм Архангела Михаила. Храм был построен в 19 веке и чудом сохранился до наших времен!

Понедельник

Утро… Волшебный запах плюшек Валентины Григорьевны (когда она успевала их напечь - для нас осталось неразгаданной загадкой)… Общая молитва… Роса… Путь к храму…

В этот день Виктор и Дима отрывали дореволюционные гнилые доски с крыши церковной трапезной. Предстояло еще заменить их новыми и сверху покрыть слоем рубероида. Виктор осмотрел крышу самой церкви и пришел к выводу, что планировавшееся перемещение крыши на ее изначальное место при помощи домкратов и/или тросов и трактора неосуществимо. В результате взрыва в 2011 году лопнули две балки, которые перекрывали крышу по диагонали и формировали невысокий шатер, а одна из четырех балок, лежащих в основании конструкции крыши, во время взрыва была оторвана от крыши и осталась лежать на стене, крыша же легла на одну из потолочных досок, которая прогнулась и временами потрескивала от непосильной для нее ноши.

Дима усовершенствовал сделанную в прежнюю смену канаву для отвода дождевой воды от стен церкви.

Сегодня мы познакомились с местным псом по кличке Антон. Рыжий Тошка стал нашим другом и проводил вместе с нашей группой все свое свободное время. Даже во время нашего путешествия в моторке он мчался за нами параллельно реке по берегу по кустам и оврагам на протяжении 3 километров и при этом обгонял лодку!

Вторник

Трудовые будни. Мужчины перестилали крышу трапезной новыми досками, мы выносили мусор, научились пользоваться гвоздодером и пилой!

На обед нас опять ожидал очередной кулинарный шедевр Валентины Григорьевны – караси в сметане! О наших трапезах следует отметить, что они всегда были вкусны и разнообразны, благодаря дивному сочетанию двух мастериц на кухне - Валентины Григорьевны и нашей Светланы, которая баловала нас сладкими кашами и сытными супчиками.

Среда
Результаты работы становятся все более очевидны. Закрыли рубероидом крышу трапезной и алтаря. Прибрались в храме. Местные жители оказывали нам посильную помощь. Василий снабдил нас лестницей, бензопилой и еще многим необходимым, соседи помогали пилить рейку.

Вечер – багрово-красный северный закат плавно перетекает в нереально красивую белую ночь! Красота и мощь, сила и бескрайность России, столько чувств переполняет душу, когда наблюдаешь за всем этим!

Четверг

Утром работали. Крышу трапезной и алтаря покрыли рейкой поверх рубероида. Огородили выкопанную водоотводную канаву возле церкви забором от местных коров, которые чувствуют себя в своей деревне вполне полноправными хозяйками и обследуют все интересующие их территории.

Сегодня Виктор организовал для нас поездку на лодке в соседнюю деревню Пиялу. Там местные жительницы открыли нам церковь, построенную в царствование тишайшего царя Алексея Михайловича. Во дворе церкви находится надгробие Петра Савватиевича Малыгина и его родственников. Возможно, того самого Малыгина, который перестроил из часовни церковь в Пачепельде.

По возвращении не хотелось ложиться спать и мужская часть нашей группы решила довести до конца ремонтные работы в храме, чтобы на следующий день мы были готовы к приходу гостей!

Пятница
День полон впечатлений и приятных хлопот:

Утренняя поездка в соседнюю деревню Воймозеро. 10 километров на местном вездеходе Луазе, управлял которым водитель – мастер своего дела Анатолий… Грунтовая дорога… поля с цветущими одуванчиками и купальницей… живописное озеро… высокие деревянные дома … небольшой храм, который был построен деревенскими жителями в прошении Богу остановить падеж скота.

Перед трапезой Виктор прочитал молебен Архангелу Михаилу, рассказал историю храма и наградил небольшими сувенирами особо отличившихся в помощи Общему Делу местных жителей! Само чаепитие проходило под непринужденными беседами с жителями, которые рассказывали свои истории о чудесах, происходивших в этих краях. Дети радовали хорошим настроением, открытостью и искренностью!

По возвращении готовимся к чаепитию, на которое были приглашены все жители нашей Пачепельды и гости из соседней деревни Каски. Ответственный и волнительный момент! Но вот столы накрыты, шарики развешаны! Пришли гости с вкусными пирогами с клюквенным вареньем и со своим самоваром!!!

На этом вполне логично бы и завершилась наша история поездки на север, но Бог настолько благоволил нам тогда, что наше общее желание непременно посетить величественный храм в далекой деревне Турчасово осуществилось в этот прекрасный вечер! Путь был как обычно не прост – лодка, 2 машины, опять лодка… Но это того стоило: Огромная церковь. Рядом высоченная колокольня. Памятник архитектуры. Все впечатляет своей мощью и красотой!

Суббота
Отъезд в 7 утра. Отъезд? Как отъезд?! Уже?!?! Понурив головы, грузим вещи на трактор, который доставил нас до реки. Садимся в моторную лодку. Пока плывём, жадно смотрим по сторонам, стараясь вобрать в себя всё это благолепие, умиротворение и величие нашей родной природы. Плесецк. Дорога к вокзалу. Какой-то неожиданный звук заставляет вернуться из царства возвышенных мыслей. Телефон…