Подпорожье-5
01.10.2018
…Лодка, мотор, поехали!

Белые-белые ночи на белом-белом море… Кто это там стоит на берегу и ждёт переправы? Это мы. За спиной у нас – долгая дорога из Самары, Москвы, Петербурга, а у кого-то даже из Франции.

Вдохновившись победой нашей сборной по футболу над испанцами, счастливые, как вся Россия, мы отчаливаем от пристани. А на том берегу – красавец-храм уже ожидает нас, а вместе с ним, и часть нашей команды. Топится баня, пыхтит самовар… Привет, Подпорожье! Мы приехали. Не верится…

Познакомились, разместились, поделили обязанности на утро. У мужчин своё ремесло – они главные плотники храма. На женских плечах лежала готовка, подсобные работы по храму, фотофиксация объекта. Так радостно было видеть огонёк в глазах у каждого – это ревностное желание внести свою лепту в общее дело.

Прошёл день, и мы с подругой не смогли удержать желания подняться высоко-высоко, к куполу одного из самых высоких деревянных храмов русского севера! Осторожно ступая по лестницам, лесам, мы поднимались всё выше и выше. Страшно, но вид завораживает.. Сидим под куполом, под крестом, и время так хочется остановить… Вокруг – река, леса, луга, а наша опора – храм, и мысли - такие чистые, такие светлые… Пускай так будет всегда!

Пропели акафист Божией Матери, спускаемся, теперь не так страшно. На следующий день ждали группу добровольцев от Сретенского монастыря. У них несколько иная миссия – связана с богослужением, приобщением местных жителей к вере. Должны были жить с ними отдельно. Но нет, не получается у нас раздельно - только вместе! Мужчины сколотили длинный обеденный стол, кастрюли с едой наполнились доверху. Жили мы, разместившись в пяти домах. Были у нас и номера «люкс» (когда в доме с печкой и кроватями), а любители романтики селились в палаточном городке.

Именно на период нашей экспедиции «Подпорожье-5» пришлось знаменательное событие. Впервые, после 80-летнего перерыва, в храме Владимирской иконы Божией Матери служилась Божественная Литургия по случаю престольного праздника. Её возглавил епископ Плесецкий и Каргопольский Александр. В гости на этот праздник приехали около двухсот человек, включая специально приглашенный ансамбль «Под облаками». Незабываемую атмосферу радости не испортил даже ливень – мы продолжали веселиться петь и танцевать под зонтиками и в дождевиках! Накануне праздничного дня все наши силы были направлены на подготовку храма к богослужению. Плотники стелили пол в алтарной части, укрепляли лестницы, потолок и входы. Девушки мыли окна, стирали надписи вандалов и птичий помёт со стен, а потом составляли букеты, украшали иконы цветами. Храм высок, работали на лестницах и даже в алтаре (когда ещё такому сподобимся!). Мы всё чистим, чистим, и за этой пылью ничего не видим – как преображается храм.

Настало утро. Мы сменили рабочую одежду на праздничную. Входим в храм, а там – постелены ковры, поставлен престол, всё облачено, нарядно, горят свечи, под «небом» кружат ласточки, запах дерева и цветов, владыка освящает алтарь… А на глазах слезы – какой храм был, какой стал, и в этом есть наше участие… Как же здесь хорошо! И кажется, он больше наш, чем кого-либо, такой родной.

Погода в течение дней сменялась как в горах, и дождик любил нас побаловать. Но зато, мы умели радоваться солнышку (знакомое чувство для жителя Петербурга), успевали даже искупаться в реке. Мы всё фотографировали, фотографировали, не пропуская рассветы, закаты, туманы… В больших городах сложно насладиться истинной природной красотой. Пробирались сквозь высокие заросли травы, порою выходя из неё промокшими до нитки, чтобы с нужных точек сделать фото.

Люди в экспедиции – такие разные, но есть у них что-то общее, наверное, дело. Спасибо вам за компанию, песни под гитару, в русской глубинке так поёт душа… Мы смотрели, как трудятся плотники в храме, и всегда хотелось приготовить для них что-то повкусней. Какими вы представляете себе француженок? С летящей походкой, высоко поднятой головой, тонкой и хрупкой? Не знаю, таких не встречала. Зато познакомилась с Шарлотт. Для неё больше подходит: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт»! Нужна вода – Шарлотта мчится с двумя полными вёдрами. «Дайте мне топор, пустите пилить доски!» Кажется, трудно придется без неё нашим плотникам.

Экспедиция подошла к концу. Прошла неделя? Кажется, что много больше. Может быть месяц. И хочется ещё вернуться сюда, в этот далёкий северный храм, но такой близкий для тех, кто там трудился.