Экспедиция в д. Чикинская Архангельской обл., 2012 г.
01.10.2012
1 июля 2012 г. завершилась экспедиция в деревню Чикинская Пинежского района Архангельской области. 10 человек разных возрастов и профессий попали в непривычные городскому жителю места и ситуации, оставившие в памяти самые радостные впечатления о настоящем деле и человеческом общении.

Москва-Архангельск-Малые, Карелы-Карпогоры-Труфанова-Михеево-Чикинская и обратно с заездом в Северодвинск на Белое море. Экспедиция длилась 9 дней, 3 из которых заняла трудная, но интересная дорога: Чтобы добраться до места, были задействованы все возможно виды транспорта: поезд, автобус, лодки, машины, мотоцикл и, ежедневно, 2 км. на повозке с лошадью.

На берегу Пинеги стоят 2 величественных храма. Здесь раньше была большая деревня, и часто проплывали суда. Вероятно, они делали остановки для молитвы и богослужений. Храмы в Чикинской освящены в честь Покрова Богородицы и Крещения Господня.

Группа проживала в деревне Михеево в доме фельдшера из поселка Труфанова (полное название - Труфанова гора). Располагался дом, можно сказать, в центре деревни. Рядом магазин, телефонная будка, колодец, спуск к реке в лучшие рыболовные места. Мобильный телефон в Михеево и Чикинской не ловил, что добавило забытой тишины.

В начале экспедиции предстояло определить план работы, исходя из времени (4 рабочих дня), количества людей, увеличившегося в конце в 2-3 раза, и безопасности (на этот случай были приготовлены строительные каски, получившие большую популярность у местных молодых ребят).

Руководитель экспедиции Сергей с профессиональным строителем Алексеем из Крыма остановили выбор на одном Покровском храме, где уже поверх песка и досок, упавших с крыши, росла трава.

С понедельника по четверг с 10 утра начиналась работа. После молитвы все надевали каски, перчатки, бежали к местным за лопатами, ведрами и начинали, кто как мог, разгребать завалы внутри.

Каждый день приходили молодые ребята из поселка Труфанова. Почти все они крестники фельдшера Владимира. Знакомство с ними нужно описывать отдельно…

Обед накрывался на траве, а в дождь – в притворе храма, где, сидя на касках, никто уже не вспоминал про город и обычные свои дела.

В первый день общение с местными только налаживалось: кто посмеивался и не понимал, кто говорил, что придут вытаскивать людей из-под завалов. Но уже к вечеру ребята сказали: «завтра как обычно, в 10?».

Дом нас ждал: в нем была печка, картошка в котелке, молельная комната, стол, где влезало как раз 10 человек, ведущих до 2х часов ночи долгие, порой сложные и нужные разговоры о жизни, сменявшиеся добрыми шутками и интересным чтением.

Спать на Севере не хочется, непонятно когда ночь, в любое время светло так, что можно гулять и читать, если хорошо вооружиться против комаров.

Утром два взбодрившихся дежурных широкими улыбками и веселыми песенками будили команду. Молились, завтракали, и в Чикинскую, кто пешком по берегу, а кто на повозке.

Трудно описать восторг от того момента, когда начинает виднеться пол храма. Наверное, археологи поймут. Но здесь раскопки пола еще связаны с надеждой, что в храм, как и с 18 века, еще можно приходить, стоять, молиться.

Старались успеть все расчистить к пятнице - ждали священника Илию из соседней местности, чтобы отслужить в храме молебен. Когда храм был убран, в нем провели экскурсию, рассказав об алтаре и трапезной, хоругвях, о том, с чем связано количество куполов, о значении храма. На улице появилась радуга.

В экспедиции впервые приняли участие 4 миссионера из миссионерской школы имени священника Даниила Сысоева (который был убит в его храме в ночь на 20 ноября 2009 года).

Ребята-миссионеры старались использовать свободное время для общения с местными людьми, рассказывали им о православии, о важности исповеди и причастия для каждого христианина, о будущей жизни, о грехе, о Троице, о жизни с Богом, о Христе и искуплении нас от смерти. Многие в деревнях не знают, были ли они крещены, но носят кресты; некоторые просто не могут ездить в храм по причине отдаленности. Ближайший храм находится в Карпогорах.

Провели 2 встречи. В Михеево прошла первая беседа о православии. Там прямо в доме переставили мебель так, что он стал похож на учебный класс. Вторая беседа состоялась в ДК поселка Труфанова, куда пришло уже больше людей, в основном молодые ребята и учителя школы, которые активно участвовали в обсуждении проблем и вопросов современной нравственной жизни.

В ночь с четверга на пятницу, когда около 2х ночи начали расходиться на сон, послышался стук в дверь, что казалось здесь, в деревне из 20 человек, странным. За дверью стояли два хорошо экипированных в камуфляже мужчины с рацией, в коридоре было темно, и сразу сложно было разглядеть лица… "Место переночевать для четверых не найдется?"- это были участники параллельной экспедиции по Пинеге, которая весь маршрут шла по реке на надувной моторке. Сбросив промокшие вещи, стали делиться впечатлениями и рассказами про знакомства с местными людьми. Телефоны ни у кого не работали, и радость незапланированной встречи вдохнула новые силы в команду. Стол и теперь всех вмещал, дома продолжались белые ночи.

На утро в пятницу с большим букетом ромашек и тазиком для водосвятного молебна вся компания отправилась в Чикинскую, уже не как рабочие. Повесили иконы Покрова, Крещения, Святителя Николая, Богородицы. Вход и алтарь украсили цветами, храм ожил. Дядя Юра поплыл встречать священника. Бабушек из Михеево привезли на мотоцикле и повозке, все уже ждали на завалинке.

От берега шли не только отец Илья, но и Игумен Иосиф (Волков), настоятель Артемиево-Веркольского монастыря. Впервые за многие годы здесь услышалась молитва. Вначале была исповедь, из разных деревень люди впервые причастились. Игумен Иосиф сказал проповедь о смысле труда вложенного в уборку храма. На молебне участницам экспедиции было поручено быть хором. Но самым большим подарком было пение пасхальных молитв, которые уже с мая были мысленно отложены до следующего года, но молебен в полуразрушенном очищенном храме оправдал и пасхальные молитвы в пост.

Теперь уже ничего не страшно, пели всю дорогу домой. Два раза повозка слетела с лошади на подъеме в гору, но причастница бабушка Римма, вспомнив молодость, быстро ее запрягла. Потом заглох мотоцикл, чуть не перевернулась лодка, но все уже спокойно спали в пути. Не хотелось включать телефон, местный говор уже стал родным. Прощание с лошадкой и дядей Юрой, у которого в тот день был юбилей, казалось временным.

Нас провожало Белое море Северодвинска и воскресная служба в Архангельске, где неожиданно служил Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Трудно было представить, что когда-то мы друг друга не знали, что снова будем по разным местам. Купе вновь вместило 10 человек за столом, каждый делился своими мыслями и был переполнен чувствами, вероятно, что в экспедиции ожил не только храм.

Обследование храма
Деревянный храм, обшитый тесом, построен в начале 1900-х. Храм имеет следующие размеры: длина (без крыльца) – 23,30 м, ширина (в трапезной части) - 8 м, высота по вершине главки на трапезной части – 12,10 м, высота по колокольне (без шатра) – 10,75 м.

Трапезная часть имеет форму четверика, увенчанного одной главкой. Трапезная соединена с колокольней, имеющей форму восьмерик на четверике. Шатер колокольни полностью утрачен; главка лежит на земле в нескольких метрах от храма с северной стороны. Полностью утрачено также крыльцо храма.

Фундамент храма, изготовленный из отшлифованных каменных блоков, находится в хорошем состоянии.

Восточная и северная стены трапезной части имеют значительные повреждения, вызванные обрушением потолка с земляным утеплителем. Восточная стена имеет продольный пролом на уровне примерно 2/3 своей высоты и «просела» ниже указанной отметки. Северо-восточный угол трапезной части имеет следующие повреждения: часть замков сруба полностью разрушена, другие – значительно ослаблены. Северная стена имеет выпуклость вовне храма. Имеется опасность обрушения и восточной, и северной стен.

В притворе одна из продольных потолочных балок надломлена в средней части и грозит обрушением.

Кровля храма была жестяной, потолок был утеплен слоем земли. В настоящее время жестяное покрытие почти полностью утрачено. Стропильная система крыши в целом сохранилась, но несколько горизонтальных балок, образовывавших основу потолка, обрушились внутрь храма, вместе с досчатой обшивкой и утеплителем.

Пол храма имеет множественные проломы и деформации из-за обрушения на него потолочной системы.

Выполненные работы
Обкошена трава вокруг храма, площадью 190 кв. м;
Произведен разбор завалов из балок, досок и земли внутри храма, площадью 200 кв. м
Мусор вынесен за пределы храма и отсортирован: кровельная жесть, крашеные доски обшивки потолка, иные деревянные части.
Земля, объемом 30 куб. м, равномерным слоем насыпана с северной стороны храма.
Произведены обмеры храма, изготовлены технические эскизы для создания проекта реставрации.
Что нужно
сделать срочный консервационный ремонт кровли храма, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение храма;
разобрать оставшиеся завалы от рухнувшей крыши в алтарной части;
поднять «просевшую» часть восточной стены трапезной;
устранить выгибание северной стены;
укрепить северо-восточный угол по всей высоте;
заменить полы;
восстановить потолочную систему (горизонтальные балки, возможно, утеплитель, досчатый потолок) и металлическую кровлю;
восстановить шатер и главку колокольни, отремонтировать лестницу внутри колокольни;
восстановить крыльцо;
сделать оконные ставни.