Экспедиция прошла с 9 по 15 августа 2010 г.
Целью нашей поездки было найти деревянные храмы и часовни, собрать о них всю необходимую информацию и определить перечень работ по их сохранению и восстановлению. Силами нашей небольшой группы принять первоочередные меры по предотвращению дальнейшего разрушения часовен.
9 августа, день первый
5:00 утра – сборы у храма.
Первая остановка в Переславле-Залесском (Никитский мужской монастырь). Побывали на монастырской службе, окунулись в святом источнике недалеко от монастыря, набрали в дорогу воды, позавтракали в поле на траве и двинулись дальше.
Дорога прошла с некоторым волнением, так как с такой скоростью никогда еще не ездили. Успокоило чтение акафиста Св. Николаю Чудотворцу. А потом вслух стали читать акафист. Затем читали статьи Ивана Ильина и обсуждали. Вот это было очень занимательно.
Наша группа передвигалась на двух легковых машинах. Первая машина, ввиду большой скорости, продвигалась очень стремительно. А в другой машине как раз прослушали оперу «Юнона и Авось», и решили назвать наши машины Юнона и Авось – «Авось доедем, авось догоним…»
Обеденная трапеза прошла на сосновых брёвнах где-то на придорожной лесорубке.
К вечеру добрались до Верховажья. В гостинице после дня проведённого в машинах оставаться не хотелось, поэтому, узнав у местных жителей места для отдыха, поехали на берег реки Ваги. Там же и поужинали.
Условились о встрече с отцом Александром, которого отец Георгий (благочинный Верховажского р-на) попросил показать все интересующие нас объекты.
Перед сном собрались на общую молитву. Впоследствии у нас стало традицией каждый вечер собираться в одном из номеров для обсуждения итогов трудов за день и планирования работы на следующий день. Каждый вечер заканчивался общей молитвой, с нее же начиналось и каждое наше утро, после чего прямо там же в номере мы завтракали. Молитва сближала нас и помогала в наших ежедневных трудах.
Пробег на конец первого дня составил 730 км.
10 августа, день второй
Встреча у храма Успения Божией Матери (Верховажье) с матушкой Татьяной (супругой отца Александра). Она показала, какие часовни расположены в Верховажском районе и познакомила со скромным Вениамином Дмитриевичем, который стал нашим проводником. Вечером, когда мы гостили у батюшки Александра и матушки Татьяны, матушка рассказала, как Вениамин Дмитриевич пришел к вере. Тогда матушка получала где-то теологическое образование и готовилась сдавать экзамены. Так как матушка лучше запоминает материал, когда кому-то рассказывает, она искала, кто бы её мог выслушать. Согласился Вениамин Дмитриевич. Он человек образованный и интеллигентный, с двумя высшими образованиями! Так матушка рассказывала, что после их совместной подготовки к экзаменам Вениамин Дмитриевич стал верующим человеком! А матушка Татьяна и впрямь говорит так, что заслушаешься.
1. Первая часовня, которую мы посетили, находится в деревне Вахрушево. Там нас встретил друг Вениамина Дмитриевича, глава Климушенского сельсовета, бывший предприниматель Александр Михайлович Вирин. Александр родился и всегда жил в этой деревне, здесь же жили его предки. Недавно, около года назад он отремонтировал часовню в этой деревне. В связи с этим, постепенно воцерковился. Друзья его, спрашивают, «что это он так в Церковь ударился?» А он отвечает, что он «не ударился в Церковь, а понимает – только верой спасёмся». «Вы ведь, - говорит им, - тоже не сразу в институт пошли. Вначале в детский сад ходили, потом в школу…»
Александр Михайлович очень весёлый и открытый человек, и рассказал нам, как он впервые, уговоренный Вениамином Дмитриевичем, ходил крестным ходом на 180 км. (Великорецкий крестный ход). Всё удивлялся, отчего люди вокруг волнуются, не сложно же пройти 180 км. Вот преодолели 35 км, радуется Александр, как легко прошёл, теперь уж точно, думает, зря они волнуются, также легко и оставшиеся километры пройду. «Но послал мне Господь, - смеётся над собой Александр, - камень…» Так неудачно он на этот камень наступил, что потянул связки на ноге и не мог без боли ступить. Далее путь продолжал, опираясь на палку. Идёт и думает, что с такой ногой не грех и на автобусе доехать до гостиницы и там всех дождаться. Искушал его так дьявол. Тут видит впереди него идёт бабушка, опираясь на две палки. «Бабуль, - обратился Александр Михайлович, - сколько лет-то тебе?» «Девяносто два, - ответила, пыхтя бабушка. Удивлённый Александр Михайлович дошёл до конца и не покинул крестный ход.
2. Далее вместе с Александром Михайловичем и Вениамином Дмитриевичем мы поехали в каменный храм Спаса Нерукотворного и Илии Пророка на Боровине. До революции здесь был монастырь. Вениамин Дмитриевич был инициатором восстановления этого храма, начал совершенно один, затем и другие люди стали посильно помогать, и Александр Михайлович среди них. Храм всегда открыт, туда любят прибегать дети. По рассказу Вениамина Дмитриевича, детьми никто не занимается, родители многих из них пьют, дома они слышат одну ругань. Нескольких из этих детишек (кажется двоих), даже крестили без ведома родителей. Дело было так. Проходило крещение в храме (не знаю, в каком именно, возможно, в верховажском). Одна из девочек привела этих двух ребятишек. Батюшка решил, что и девочка та, постарше малышей, знает и кто они и чьи они, и родители знают про Крещение. Так и окрестили. Они тоже среди прочих детей приходят в храм на Боровине. Там их Вениамин Дмитриевич чаем с печеньем угощает. Очень хочет, чтобы с детьми там педагоги занимались, рассказывали им что-нибудь. Да педагогов катастрофически не хватает. Одна матушка Татьяна и есть. Её батюшка Александр возит преподавать в один отдалённый приход вечером в пятницу после уроков. Это подвиг!
3. Затем мы приехали в деревню Капустино. Перед нами открылся красивейший вид на вологодские леса и холмы. Здесь находится часовня в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, а рядом с ней источник. Очень необычно оформлен источник. Вода вначале втекает в деревянный сруб, закрытый сверху от внешних воздействий какой-то «крышкой». Оттуда вода сильной струёй падает в деревянную колодку. Колодку выдолбил сам Александр Михайлович из осины ещё старинным дедушкиным теслом. В этой колодке на дне в другом её конце, как в ванне, есть заглушка, чтобы спускать воду, в виде деревянного молоточка. Александр Михайлович рассказал, что здесь женщины поласкают после стирки белье, местные жители ходят сюда за водой, при нас приходила женщина с необычным коротеньким коромыслом. А сухенький Вениамин Дмитриевич даже полностью ложился в эту колодку, окунался.
4. Около двух часов мы встретились на перекрёстке с отцом Александром. Взяли благословение и поехали за батюшкой по дороге-«тёрке», сильно отставая из-за попадавшихся на пути камней и необычайно низкой для верховажских дорог подвески нашего автомобиля, до деревни Морозово. В д. Морозово о. Александр забрал Татьяну Николаевну, председателя Морозовского сельского поселения. Вначале мы проехали мимо Морозово в деревню Машковская. Очень позитивная живая и неравнодушная женщина Татьяна Николаевна заинтересована, чтобы восстановить часовню в этой деревне в честь Праздника Преображения Господня. 19 августа 2010 года было 150 лет со дня освящения часовни. Деревня Машковская небольшая: 7 хозяйств, живёт человек 20. В деревне нет воды и приходится носить её из речки. Местные жители ещё не проявили особого интереса к часовне, а вот Татьяна Николаевна рассказала, что она видит эту часовенку из окна кухни своего дома. И для неё восстановление этой часовни стало заветной мечтой.
В начале 21 века ещё снимают кресты!!! Один местный житель снял крест с этой часовни совсем недавно!
Раньше у часовни было трёхскатное крыльцо. Наши строители-архитекторы сказали, что в часовне можно восстановить иконостас, обшивку, необходимо поменять нижние венцы.
5. Следующая часовня, которую мы посмотрели, была в соседней деревне Мокиевская в честь Успения Пресвятой Богородицы. Часовня на сегодняшний день почти восстановлена, осталось провести восстановительные работы внутри часовни. Снаружи часовню отделали сайдингом. Эта часовня стала нужна местным жителям, как рассказала Татьяна Николаевна «вся деревня участвовала в восстановлении часовни, собирали деньги всей деревней, работали все от мала до велика, кто крышу крыл, кто доски пилил, кто крест красил и окна, а кто и пиво пил, но все были здесь». В течение нескольких месяцев они так работали, приходили после своей основной работы и трудов по хозяйству, чтобы потрудиться во славу Божию! В 2009 году было 120 лет со дня освящения часовни. В этот день 28 августа 2009 года в деревне был большой праздник, часовня была отремонтирована, накрыли длинные столы вдоль улицы рядом с часовней. Всю ночь гуляли, плясали, устали не было. «Храм деревню объединил», - закончила свой рассказ Татьяна Николаевна.
Сейчас главная работа заключается в восстановлении иконостаса. Наши студенты-архитекторы сделали замеры, будут готовить чертежи иконостаса.
И ещё одного не достаёт – колокола, который будет призывать на молитву. Батюшка очень хотел бы услышать здесь звон колокола.
6. В этот же день батюшка нам показал ещё одну часовню в деревне Афонинская. Она стоит в поле, окружённая тремя большими деревьями, за которыми с дороги её почти не видно. Местная художница, когда рисовала эту часовню, её художественному взгляду предстала картина, будто эти три деревца: ёлка, берёза и лиственница, - бережно поддерживают старенькую часовенку с трёх сторон, чтобы она не упала. Посмотрев часовню, мы почувствовали, что здесь следует что-то сделать. Крыша притвора сгнила, и, оставшись без опоры, завалилась колоколенка и продолжилось дальнейшее разрушение притвора. Возникла угроза разрушения самой часовни. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение часовни наши специалисты посчитали необходимым разобрать поваленные части часовни и покрыть крышу.
Вечером о. Александр гостеприимно пригласил нас на окрошку и баню. Все наши впечатления от семьи батюшки можно выразить в двух словах, сказанными кем-то из нашей компании: «Полный восторг!»
Пробег на конец второго дня составил 820 км.
В 11 часов утра мы познакомились с батюшкой Димитрием и диаконом Евгением, которые тоже служат в Верховажском храме. Отца Димитрия называют народным батюшкой, объясняя, что он «из наших, из деревенских» и ближе к народу. А отец Александр относится как бы к интеллигенции. В итоге нашего собеседования мы ожидали, что кто-нибудь из батюшек станет нашим провожатым, покажет и расскажет нам о храмах и часовнях Верховья или других мест района. Но отцы оказались слишком заняты неотложными делами, и, получив небольшую информацию о нескольких часовнях, мы отправились к главе Наумовского сельского совета, чтобы просить его помощи и содействия на часовню в д. Афонинская. Вечером накануне мы, поговорив с о. Александром, приняли решение искать подъемный кран, с помощью которого удалось бы снять колокольню с часовни и затем разобрать разрушившийся притвор. Глава сельсовета, Сергей Алексеевич, сочувственно отозвался на нашу просьбу и обещал помочь, чем сможет. Сговорились вечером встретиться у часовни.
Неожиданно встретили Александра Михайловича, который накормил нас вкусным обедом в гостинице «Канары», куда мы позже переехали на постой. О трапезе в этот день стоит сказать подробнее. Это был постный день, среда. За день до того, Татьяна Николаевна из деревни Морозово собрала нам щедрый гостинец из помидоров, огурцов, мёда и творога. Но так как вечером мы кушали у батюшки, творог остался нетронутым. И чтобы он не испортился было решено «со смирением, самоукорением и благодарностью» съесть творог на завтрак в среду. Вечером пытались писать батюшке Алексию смску, чтобы получить благословение на нарушение поста, но батюшка не ответил. Так началась постная среда. Оказавшись вскоре за обедом в кафе «Канары», мы с улыбкой заметили, что «пост» получил своё продолжение в печёнке с макаронами. За обедом Александр Михайлович познакомил нас с работником верховажского музея Антониной Витальевной, которая желая доставить нам удовольствие от посещения экспозиций, и входя в наше положение, была готова провести экскурсию по музею хоть в двенадцать ночи. В музей мы решили не заходить.
7. После обеда Александр Михайлович нашёл нам провожатого по имени Александр. Единственная часовня, которую нам удалось посетить в этот день, была в дер. Костюнинская. Часовня расположена прямо у дороги. Возможно, она была освящена в честь Святого Николая Чудотворца, так как в этой деревни особенно праздновали день памяти Святого Николая, о чём помнят ещё местные немногочисленные жители. Зимой в деревне остаётся жить 5-6 бабушек.
В поисках косы у местных жителей, мы познакомились с Ольгой Леонидовной, которая не раз защищала часовню от разорения.
Осмотрев часовню, мы решили задержаться здесь не более, чем на 30 минут, чтобы хватило времени посмотреть и другие часовни по данному направлению. Студенты-архитекторы стали делать замеры, остальные начали потихоньку прибираться внутри. Удивил практический ум нашего провожатого Александра. Тому, что мы сделали в этой часовне, мы обязаны ему, скромному, немногословному, но очень деятельному. Благодаря его знаниям и умениям, но главное трудолюбию, мы вычистили всю часовню, разобрали внутри нее постройки под зернохранилище, залатали дыры в крыше и закрыли венцы притвора железом, чтобы остановить гниение брёвен. Пока мы констатировали факт наличия дыр на крыше и думали, что с этим делать, Александр уже был там и просил молоток, гвозди и доски. Затем вместе с нашим Александром и Ильёй они покрыли листами старой жести венцы притвора. Причём в этот день у Александра болела голова, он жаловался на головокружение. А на следующий день мы узнали, что у него температура под 40. И в таком недомогании он так изрядно трудился! Вот такие герои в Верховажье!
С такими же героическими людьми мы встретились на следующий день.
Пробег на конец третьего дня составил 865 км.
Продолжение следует.
Целью нашей поездки было найти деревянные храмы и часовни, собрать о них всю необходимую информацию и определить перечень работ по их сохранению и восстановлению. Силами нашей небольшой группы принять первоочередные меры по предотвращению дальнейшего разрушения часовен.
9 августа, день первый
5:00 утра – сборы у храма.
Первая остановка в Переславле-Залесском (Никитский мужской монастырь). Побывали на монастырской службе, окунулись в святом источнике недалеко от монастыря, набрали в дорогу воды, позавтракали в поле на траве и двинулись дальше.
Дорога прошла с некоторым волнением, так как с такой скоростью никогда еще не ездили. Успокоило чтение акафиста Св. Николаю Чудотворцу. А потом вслух стали читать акафист. Затем читали статьи Ивана Ильина и обсуждали. Вот это было очень занимательно.
Наша группа передвигалась на двух легковых машинах. Первая машина, ввиду большой скорости, продвигалась очень стремительно. А в другой машине как раз прослушали оперу «Юнона и Авось», и решили назвать наши машины Юнона и Авось – «Авось доедем, авось догоним…»
Обеденная трапеза прошла на сосновых брёвнах где-то на придорожной лесорубке.
К вечеру добрались до Верховажья. В гостинице после дня проведённого в машинах оставаться не хотелось, поэтому, узнав у местных жителей места для отдыха, поехали на берег реки Ваги. Там же и поужинали.
Условились о встрече с отцом Александром, которого отец Георгий (благочинный Верховажского р-на) попросил показать все интересующие нас объекты.
Перед сном собрались на общую молитву. Впоследствии у нас стало традицией каждый вечер собираться в одном из номеров для обсуждения итогов трудов за день и планирования работы на следующий день. Каждый вечер заканчивался общей молитвой, с нее же начиналось и каждое наше утро, после чего прямо там же в номере мы завтракали. Молитва сближала нас и помогала в наших ежедневных трудах.
Пробег на конец первого дня составил 730 км.
10 августа, день второй
Встреча у храма Успения Божией Матери (Верховажье) с матушкой Татьяной (супругой отца Александра). Она показала, какие часовни расположены в Верховажском районе и познакомила со скромным Вениамином Дмитриевичем, который стал нашим проводником. Вечером, когда мы гостили у батюшки Александра и матушки Татьяны, матушка рассказала, как Вениамин Дмитриевич пришел к вере. Тогда матушка получала где-то теологическое образование и готовилась сдавать экзамены. Так как матушка лучше запоминает материал, когда кому-то рассказывает, она искала, кто бы её мог выслушать. Согласился Вениамин Дмитриевич. Он человек образованный и интеллигентный, с двумя высшими образованиями! Так матушка рассказывала, что после их совместной подготовки к экзаменам Вениамин Дмитриевич стал верующим человеком! А матушка Татьяна и впрямь говорит так, что заслушаешься.
1. Первая часовня, которую мы посетили, находится в деревне Вахрушево. Там нас встретил друг Вениамина Дмитриевича, глава Климушенского сельсовета, бывший предприниматель Александр Михайлович Вирин. Александр родился и всегда жил в этой деревне, здесь же жили его предки. Недавно, около года назад он отремонтировал часовню в этой деревне. В связи с этим, постепенно воцерковился. Друзья его, спрашивают, «что это он так в Церковь ударился?» А он отвечает, что он «не ударился в Церковь, а понимает – только верой спасёмся». «Вы ведь, - говорит им, - тоже не сразу в институт пошли. Вначале в детский сад ходили, потом в школу…»
Александр Михайлович очень весёлый и открытый человек, и рассказал нам, как он впервые, уговоренный Вениамином Дмитриевичем, ходил крестным ходом на 180 км. (Великорецкий крестный ход). Всё удивлялся, отчего люди вокруг волнуются, не сложно же пройти 180 км. Вот преодолели 35 км, радуется Александр, как легко прошёл, теперь уж точно, думает, зря они волнуются, также легко и оставшиеся километры пройду. «Но послал мне Господь, - смеётся над собой Александр, - камень…» Так неудачно он на этот камень наступил, что потянул связки на ноге и не мог без боли ступить. Далее путь продолжал, опираясь на палку. Идёт и думает, что с такой ногой не грех и на автобусе доехать до гостиницы и там всех дождаться. Искушал его так дьявол. Тут видит впереди него идёт бабушка, опираясь на две палки. «Бабуль, - обратился Александр Михайлович, - сколько лет-то тебе?» «Девяносто два, - ответила, пыхтя бабушка. Удивлённый Александр Михайлович дошёл до конца и не покинул крестный ход.
2. Далее вместе с Александром Михайловичем и Вениамином Дмитриевичем мы поехали в каменный храм Спаса Нерукотворного и Илии Пророка на Боровине. До революции здесь был монастырь. Вениамин Дмитриевич был инициатором восстановления этого храма, начал совершенно один, затем и другие люди стали посильно помогать, и Александр Михайлович среди них. Храм всегда открыт, туда любят прибегать дети. По рассказу Вениамина Дмитриевича, детьми никто не занимается, родители многих из них пьют, дома они слышат одну ругань. Нескольких из этих детишек (кажется двоих), даже крестили без ведома родителей. Дело было так. Проходило крещение в храме (не знаю, в каком именно, возможно, в верховажском). Одна из девочек привела этих двух ребятишек. Батюшка решил, что и девочка та, постарше малышей, знает и кто они и чьи они, и родители знают про Крещение. Так и окрестили. Они тоже среди прочих детей приходят в храм на Боровине. Там их Вениамин Дмитриевич чаем с печеньем угощает. Очень хочет, чтобы с детьми там педагоги занимались, рассказывали им что-нибудь. Да педагогов катастрофически не хватает. Одна матушка Татьяна и есть. Её батюшка Александр возит преподавать в один отдалённый приход вечером в пятницу после уроков. Это подвиг!
3. Затем мы приехали в деревню Капустино. Перед нами открылся красивейший вид на вологодские леса и холмы. Здесь находится часовня в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, а рядом с ней источник. Очень необычно оформлен источник. Вода вначале втекает в деревянный сруб, закрытый сверху от внешних воздействий какой-то «крышкой». Оттуда вода сильной струёй падает в деревянную колодку. Колодку выдолбил сам Александр Михайлович из осины ещё старинным дедушкиным теслом. В этой колодке на дне в другом её конце, как в ванне, есть заглушка, чтобы спускать воду, в виде деревянного молоточка. Александр Михайлович рассказал, что здесь женщины поласкают после стирки белье, местные жители ходят сюда за водой, при нас приходила женщина с необычным коротеньким коромыслом. А сухенький Вениамин Дмитриевич даже полностью ложился в эту колодку, окунался.
4. Около двух часов мы встретились на перекрёстке с отцом Александром. Взяли благословение и поехали за батюшкой по дороге-«тёрке», сильно отставая из-за попадавшихся на пути камней и необычайно низкой для верховажских дорог подвески нашего автомобиля, до деревни Морозово. В д. Морозово о. Александр забрал Татьяну Николаевну, председателя Морозовского сельского поселения. Вначале мы проехали мимо Морозово в деревню Машковская. Очень позитивная живая и неравнодушная женщина Татьяна Николаевна заинтересована, чтобы восстановить часовню в этой деревне в честь Праздника Преображения Господня. 19 августа 2010 года было 150 лет со дня освящения часовни. Деревня Машковская небольшая: 7 хозяйств, живёт человек 20. В деревне нет воды и приходится носить её из речки. Местные жители ещё не проявили особого интереса к часовне, а вот Татьяна Николаевна рассказала, что она видит эту часовенку из окна кухни своего дома. И для неё восстановление этой часовни стало заветной мечтой.
В начале 21 века ещё снимают кресты!!! Один местный житель снял крест с этой часовни совсем недавно!
Раньше у часовни было трёхскатное крыльцо. Наши строители-архитекторы сказали, что в часовне можно восстановить иконостас, обшивку, необходимо поменять нижние венцы.
5. Следующая часовня, которую мы посмотрели, была в соседней деревне Мокиевская в честь Успения Пресвятой Богородицы. Часовня на сегодняшний день почти восстановлена, осталось провести восстановительные работы внутри часовни. Снаружи часовню отделали сайдингом. Эта часовня стала нужна местным жителям, как рассказала Татьяна Николаевна «вся деревня участвовала в восстановлении часовни, собирали деньги всей деревней, работали все от мала до велика, кто крышу крыл, кто доски пилил, кто крест красил и окна, а кто и пиво пил, но все были здесь». В течение нескольких месяцев они так работали, приходили после своей основной работы и трудов по хозяйству, чтобы потрудиться во славу Божию! В 2009 году было 120 лет со дня освящения часовни. В этот день 28 августа 2009 года в деревне был большой праздник, часовня была отремонтирована, накрыли длинные столы вдоль улицы рядом с часовней. Всю ночь гуляли, плясали, устали не было. «Храм деревню объединил», - закончила свой рассказ Татьяна Николаевна.
Сейчас главная работа заключается в восстановлении иконостаса. Наши студенты-архитекторы сделали замеры, будут готовить чертежи иконостаса.
И ещё одного не достаёт – колокола, который будет призывать на молитву. Батюшка очень хотел бы услышать здесь звон колокола.
6. В этот же день батюшка нам показал ещё одну часовню в деревне Афонинская. Она стоит в поле, окружённая тремя большими деревьями, за которыми с дороги её почти не видно. Местная художница, когда рисовала эту часовню, её художественному взгляду предстала картина, будто эти три деревца: ёлка, берёза и лиственница, - бережно поддерживают старенькую часовенку с трёх сторон, чтобы она не упала. Посмотрев часовню, мы почувствовали, что здесь следует что-то сделать. Крыша притвора сгнила, и, оставшись без опоры, завалилась колоколенка и продолжилось дальнейшее разрушение притвора. Возникла угроза разрушения самой часовни. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение часовни наши специалисты посчитали необходимым разобрать поваленные части часовни и покрыть крышу.
Вечером о. Александр гостеприимно пригласил нас на окрошку и баню. Все наши впечатления от семьи батюшки можно выразить в двух словах, сказанными кем-то из нашей компании: «Полный восторг!»
Пробег на конец второго дня составил 820 км.
В 11 часов утра мы познакомились с батюшкой Димитрием и диаконом Евгением, которые тоже служат в Верховажском храме. Отца Димитрия называют народным батюшкой, объясняя, что он «из наших, из деревенских» и ближе к народу. А отец Александр относится как бы к интеллигенции. В итоге нашего собеседования мы ожидали, что кто-нибудь из батюшек станет нашим провожатым, покажет и расскажет нам о храмах и часовнях Верховья или других мест района. Но отцы оказались слишком заняты неотложными делами, и, получив небольшую информацию о нескольких часовнях, мы отправились к главе Наумовского сельского совета, чтобы просить его помощи и содействия на часовню в д. Афонинская. Вечером накануне мы, поговорив с о. Александром, приняли решение искать подъемный кран, с помощью которого удалось бы снять колокольню с часовни и затем разобрать разрушившийся притвор. Глава сельсовета, Сергей Алексеевич, сочувственно отозвался на нашу просьбу и обещал помочь, чем сможет. Сговорились вечером встретиться у часовни.
Неожиданно встретили Александра Михайловича, который накормил нас вкусным обедом в гостинице «Канары», куда мы позже переехали на постой. О трапезе в этот день стоит сказать подробнее. Это был постный день, среда. За день до того, Татьяна Николаевна из деревни Морозово собрала нам щедрый гостинец из помидоров, огурцов, мёда и творога. Но так как вечером мы кушали у батюшки, творог остался нетронутым. И чтобы он не испортился было решено «со смирением, самоукорением и благодарностью» съесть творог на завтрак в среду. Вечером пытались писать батюшке Алексию смску, чтобы получить благословение на нарушение поста, но батюшка не ответил. Так началась постная среда. Оказавшись вскоре за обедом в кафе «Канары», мы с улыбкой заметили, что «пост» получил своё продолжение в печёнке с макаронами. За обедом Александр Михайлович познакомил нас с работником верховажского музея Антониной Витальевной, которая желая доставить нам удовольствие от посещения экспозиций, и входя в наше положение, была готова провести экскурсию по музею хоть в двенадцать ночи. В музей мы решили не заходить.
7. После обеда Александр Михайлович нашёл нам провожатого по имени Александр. Единственная часовня, которую нам удалось посетить в этот день, была в дер. Костюнинская. Часовня расположена прямо у дороги. Возможно, она была освящена в честь Святого Николая Чудотворца, так как в этой деревни особенно праздновали день памяти Святого Николая, о чём помнят ещё местные немногочисленные жители. Зимой в деревне остаётся жить 5-6 бабушек.
В поисках косы у местных жителей, мы познакомились с Ольгой Леонидовной, которая не раз защищала часовню от разорения.
Осмотрев часовню, мы решили задержаться здесь не более, чем на 30 минут, чтобы хватило времени посмотреть и другие часовни по данному направлению. Студенты-архитекторы стали делать замеры, остальные начали потихоньку прибираться внутри. Удивил практический ум нашего провожатого Александра. Тому, что мы сделали в этой часовне, мы обязаны ему, скромному, немногословному, но очень деятельному. Благодаря его знаниям и умениям, но главное трудолюбию, мы вычистили всю часовню, разобрали внутри нее постройки под зернохранилище, залатали дыры в крыше и закрыли венцы притвора железом, чтобы остановить гниение брёвен. Пока мы констатировали факт наличия дыр на крыше и думали, что с этим делать, Александр уже был там и просил молоток, гвозди и доски. Затем вместе с нашим Александром и Ильёй они покрыли листами старой жести венцы притвора. Причём в этот день у Александра болела голова, он жаловался на головокружение. А на следующий день мы узнали, что у него температура под 40. И в таком недомогании он так изрядно трудился! Вот такие герои в Верховажье!
С такими же героическими людьми мы встретились на следующий день.
Пробег на конец третьего дня составил 865 км.
Продолжение следует.