Законсервировано

Церковь Успения Богоматери в ур.Верхнетерменьгский погост (д.Папинская)

Регион
Вологодская область
Район
Верховажский
Деревня
ур. Верхотерменгский Погост (Папинская)
Координаты
60.507768, 42.216827
Состояние
Законсервировано
Описание

Храм Успения Пресвятой Богородицы, ур. Верхотерменгский Погост.

Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1758-1759 и реконструированная в 1872-1873. Четверик, вероятно, имевший клетское завершение, с пятигранным алтарем, трапезной с южным Ильинским приделом и притвором. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны, использовалась как контора. Пустует.
В XVII-XVIII вв. тут находился мужской монастырь Верхотермингская Воскресенская пустынь.


Церковь построена в 1758 году как храм Воскресенской Верхотерменгской пустыни (монастырь упразднен в 1764), перестроена в 1870-х годах. В конце 1930-х годов разобраны завершения церкви и колокольни. Здание срубной конструкции состоит из четверика основного объема размерами 6х6 м, пятигранного алтаря размерами 4х6 м, прямоугольной трапезной с южным приделом размерами 6х9 м и западной паперти с открытым северным крыльцом размерами 2,5х9 м. Здание поставлено на валунный фундамент, в основном ушедший в землю, перекрыто поздней двускатной кровлей по стропилам. Стены церкви прорезаны прямоугольными оконными проемами – три в алтаре храма, два в северной стене четверика, один – в южной, два в алтаре придела, три в южной стене трапезной, два в северной стене трапезной, три в стенах притвора. Оконные коробки частично утрачены, остекление и рамы утрачены практически полностью. Внутренние стены здания обшиты дранкой и оштукатурены. Сохранились основания двух кирпичных печей и круглый опорный столб посреди трапезной. Внутри здания плоские досчатые потолки. Досчатые полы, настланные поверх старого пола из обтесанных бревен, в основном утрачены. Внутренняя планировка отчасти изменена при перестройке в 1930-х, историческое внутреннее убранство утрачено. Сохранилась тесовая обшивка внешних стен, поздние кровли 1930-х покрыты рубероидом. Существенных протечек внутри здания не заметно.

В 2021 году силами проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера" были проведены следующие противоаварийные и консервационные работы:

  • – покос травы, наведение порядка в храме;
  • – вырубка кустов и мелких деревьев;
  • – разбор завалов;
  • – разбор завалов и наведение порядка в рядом стоящем каменном храме Воскресения Христова;
  • – устройство лесов;
  • – изготовление двери и щитов на окна;
  • – подъём и укрепление правого угла трапезной;
  • – установка стоек и мауэрлата для консервационной кровли;
  • – установка стоек для укрепления потолочных балок внутри храма;
  • – пропитка антисептиком новых досок для кровли;
  • – укладка ондулина на кровле храма.
История

Верхнетерменгская Воскресенская мужская пустынь

На территории Верховажского района Вологодской области в давние времена находились 4 небольших монастыря. Такие малолюдные монастыри, устраиваемые обычно в глухих отдаленных местах, назывались пустынями.

Здесь на левом берегу реки Терменьга, которая вытекает из небольшого озера Терменьгское и впадает в реку Вагу, находилась Верхнетерменгская Воскресенская мужская пустынь, основанная в начале XVII века. Пустынь называлась по местоположению (Верхнетременгская волость, Вельский уезд, Вологодская губ.) Верхнетерменгской и по монастырской церкви, освященной в честь Воскресения Христова – Воскресенской. Обитель была окружена болотами со всех сторон. Во времена польско-литовского нашествия на Московское государство (начало XVII в.) отряды завоевателей зашли далеко на север. Один такой отряд осадил монастырь - крепость, и монахи оказали упорное сопротивление захватчикам. Когда же русские воины под руководством Минина и Пожарского разгромили польско-литовские войска в Москве и на юге государства, то отряды, пришедшие грабить далеко на север, были отрезаны. Народная легенда гласит, что всадники, утопив в реке Терменьга все тяжёлое оружие на 12-м повороте от озера, ушли поскорее лесами, оставив Верхне-Терменьгский край.

Верхнетерменгская пустынь существовала недолго - в 1692 г. монастырь был упразднён. Самостоятельного прихода в это время не было. На погосте находилась построенная монахами деревянная Воскресенская церковь с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В версте от неё находилась Ильинская часовня, построенная крестьянином Стенькой Трифоновым и его соседом.

Верхнетерменгская приходская церковь в XVIII-XIX в.

В 1758 (1759) г., вместо сгоревшей, прихожанами построена новая деревянная церковь. Престолы её освятили в 1759 (1760) г. по-прежнему: главный - Воскресения Христова и придельный - Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1855 г. прихожане построили каменную одноэтажную, в одной связи с колокольней, Воскресенскую трехпрестольную церковь. Главный престол в холодном храме освящен 29 ноября 1859 г. в честь Воскресения Христова, престол в тёплой трапезной справа освящён в 1864 г. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, престол в теплой трапезной слева освящён во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 1863 году.

При Верхнетерменгской Воскресенской церкви возобновлённый придельный храм во имя Успения Божией Матери, который освящён 5 ноября 1872 г.

Причт по штату состоит из священника и псаломщика. Дома у священно-церковнослужителей казённые деревянные на церковной земле. Сторожка и амбар для хранения хлеба деревянные.

С построением каменной церкви престолы Воскресения Христова и Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревянной церкви были упразднены.

Через некоторое время деревянную церковь возобновили и переосвятили: в 1894 г. был освящён главный престол - Успения Божией Матери, в 1897 г. - придельный престол пророка Илии.

Две приписные церкви (д. Кочеварский Погост): Кочеварская Богородицерождественская церковь, 1884 г., каменная. Престолы главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы (освящён 11 ноября 1884 г.) и апостолов Варфоломея и Варнавы. Кочеварская Николаевская церковь (деревянная, тёплая) строилась в 1756-1758 г., вместо сгоревшего храма. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. По народному преданию, первоначально церковь была сооружена в память явления образа св. Николая Чудотворца. Имелось вкладное Евангелие 1713 г.

17 апреля 1889 г., в 3 часа пополудни, во время грозы, сильным порывом ветра сорвало железную крышу с Воскресенского храма, разодрав на мелкие куски несколько листов железа, покрывавшего церковь. Кроме того, была сломана глава над боковым придельным алтарём, которая при падении разрушилась. Убыток составил около 300 рублей.

Верхнетерменгский приход в ХХ веке

19 марта 1909 г. Вологодская духовная консистории отправила отношение в Императорскую археологическую комиссию с ходатайством о разрешении внутреннего и внешнего ремонта церкви. Алтарь и иконостас были поновлены в 1890 г., крыша заменена железной в 1907 г. Потолок очень низкий. Для ремонта предполагалось: «перебрать потолок, удалив матицы, настлать новый накат и пол, опустив его в средней части храма и в паперти на пол-аршина, оштукатурить стены и покрыть их священными изображениями, выбелить краской стены снаружи». ИАК постановила: «разрешить просимое переустройство, с условием не повышать крыши».

В 1916 г. Верхнетерменьгский приход Вологодской епархии составили населенные пункты Чушевице-Покровской волости Вельского уезда: село Верхнетерменгский Погост и деревни, расположенные на левом и правом берегу Терменьги и вокруг Терменгского озера: Березовская, Заручевская, Концевская, Ложкинская, Папинская, Рыжковская, Трутневская, Шлычевская.

Часовен не было в приходе. В 1905 г. проживали 551 человек (279 мужчин и 272 женщины). Служил священник Евгений Григорьевич Богословский, 1845 г.р., выпускник Вологодской духовной семинарии в 1868г.

В конце 1930-х годов разобраны завершения церкви и колокольни.

По данным архивного Вологодского областного Совета народных депутатов от 1 января 1947г. здание каменной Воскресенской церкви (трапезная), разрушенное на 50% используется под сельский совет, а здание деревянной Успенской церкви, разрушенное на 50% используется под начальную школу.

После закрытия сельсовета в здании (трапезная) каменной церкви находилась МТС и гараж, а затем здание было закрыто. После закрытия школы здание деревянной церкви также было закрыто. Остатки зданий обеих церквей пришли в запустение, но достояли до нашего времени. На государственной охране здания не состоят и до последнего времени считались не сохранившимся.

Посвящение

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Празднование: 28 августа

После Вознесения Господа матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской.Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.Беседуя с ними, матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессемейного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, его младенчества и всей земной жизни.Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно.По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова.Многие из новопросвещенных верою приходили даже из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.12:1–3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43-м году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову.

Ко времени Своего Блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим.Слава Ее как матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против.Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву.

Дни и ночи Она проводила в молитве.Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена.Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя.Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно Блаженную.В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь.С Небесной вестью возвратилась Божия матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна.И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала матерь Божия.После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заключавший Ее молитву словом «аминь».Божия матерь заметила, что этот голос означает скорое пребытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией матери настало время отойти ко Господу.Войдя к матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия.Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди.Пресвятая Дева прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение матери Господней.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией матери.Пылало множество свечей.Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица.Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа.Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея», – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни.Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение.Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее.Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости.Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию прикасавшихся к священному одру.Оплакав свою разлуку с матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святое и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни.Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский.Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию матерь, которое вторило земным голосам.Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам.Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело матери Божией сожгли.Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его.Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали.Многие из них были поражены слепотой.Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу.Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие матери Божией.Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела.Лишь к вечеру святое апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем.Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении матери Господней.Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения матери Божией и прощания с Ней.Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы.Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Краткое описание маршрута

По трассе М-8 до поворота на Верховажье, далее через Верховажье по дороге на Терменьгу и, далее, Кочевары. Церкви стоят справа от дороги, не доезжая деревни Папинская.