Часовня Святителя Николая Чудотворца в д. Кони

Регион
Республика Коми
Район
Княжпогостский
Деревня
Кони
Координаты
62.892068, 50.67018
Описание

Характерный для Коми края образец сельской деревянной часовни XIX в. - Николаевский храм находится в центральной части небольшого деревенского кладбища, располагающегося приблизительно в 450 м к юго-западу от деревенской площади (первоначального места расположения часовни).

План часовни симметричен относительно оси восток-запад; к квадратной собственно часовне примыкает с запада суженный прямоугольник трапезной с входом на колокольню, к которому, в свою очередь, примыкает неширокий прямо­угольник крыльца. Часовня и трапезная имеют высокий подклет.

Основной объем перекрыт четырехскатной тесовой кровлей с восьмигранным куполом из изогнутых и уложенных вертикально тесин. Венчает храм крупный световой (по оси юг - север) барабан, завершенный куполом и небольшой луковичной главой. Купол барабана и глава покрыты поздней кровлей из оцинкованного железа.

Кровля над восточной половиной трапезной двускатная; над западной половиной трапезной возведена небольшая колокольня по типу восьмерик на четверике с открытым на восемь сторон ярусом звона. Восемь столбов поддерживают крышу колокольни, которая имеет вид восьмигранного купола с глухим барабаном и массивным граненым шпилем, увенчан­ным ажурным металлическим четырехконечным крестом. Кровля над крыльцом - полувальмовая, покрытая тесом.

В южной и северной стенах храм имеет по три оконных прямоугольных проема, в трапезной двумя проемами прорезана южная стена и одним - северная. Рамные заполнения на шесть крупных квадратных стеклин сохранились лишь на трех оконных проемах. В помещения часовни ведет высокая и широкая (в ширину помещения) лестница, устроенная в крытом крыльце.

Интерьер. Храм перекрыт восьмилотковым дощатым сводом со световым барабаном. Помещения храма и трапезной соединены дверным проемом с тяжелой двухстворчатой дверью из широких (до 30 см) плах толщиной 7 см. Полы в обоих помещениях выполнены из массивных дощатых плах. В северо-западном углу трапезной устроен дощатый тамбур с крутой лестницей, ведущей в подколоколенное помещение здания. Трапезная и крыльцо соединены дверным проемом с массивной однопольной дверью.

Часовня рублена «в обло» из сосновых бревен диаметром 25-30 см и обшита тесом, некогда побеленным. Фундамент - валунный. Основные габариты здания в плане: 16,2х7,8 м.

Перестройки и утраты изменили первоначальный облик памятника. В 1970-е годы купол колокольни и барабана часовни, а также ее главка обшиты оцинкованным железом, шпиль колокольни - черным железом. В начале 21 века рухнул ажурный металлический крест, венчавший храм; в 2003-2004 годах провалилась крыша и плоское перекрытие над трапезной частью здания. Утрачен иконостас.

Павлюшин С.Е. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга / С.Е. Павлюшин, А.В. Крутиков. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007. – С.52-55. http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/arhitektura.arhitekturnye_pamyatniki_knyazhpogostskogo_rayona.CHasovnya_Nikolaya_CHudotvortsa_d_Koni_Knyajpogostskogo_r

История

Архивных данных о дате строительства часовни Николая Чудотворца не обнаружено. Архитектор Тарасенко, исследовавший памятник в 1971 году, датировал часовню серединой XIX в.

По воспоминаниям старожилов деревни, часовня первоначально стояла в центре деревни Кони (Яг-шор), фиксируя собой пространство деревенской площади. Затем, до начала строительства на этом месте в 1903 году деревянной церкви Николая Чудотворца, часовня была перенесена в конец деревни Яг-шор, на высокий берег, в приближение к реке больше, чем какое-либо другое строение. Вероятно, в это время - в начале XX в. - часовня была перестроена: на месте узкой крытой паперти к часовне был пристроен сруб трапезной и колокольни в одной связи. Размыв рекой береговой линии привел к необходимости переноса часовни на нынешнее место - территорию деревенского кладбища.

Первые данные о д. Кони содержатся в дозорной книге 1608 г. Тогда в д. Норовской (так наименовалась деревня в XVII в.) имелось 6 крестьянских дворов. 3 из них были пусты, их обитатели умерли. Один из дворовладельцев умер в 1600 г., следовательно, деревня существовала уже в конце XVI в. Быстрый рост народонаселения деревни произошел в середине - второй половине XVIII в. - с 7 дворов в 1719 г. до 38 дворов (232 чел.) в 1784 г. Видимо, уже в это время (к концу XVIII в.) появилась острая необходимость иметь в деревне свое молитвенное здание - часовню, т.к. из-за неудобства сообщений с близлежащим селом Турья (лесная дорога в 7 верст, пересекаемая двумя реками) крестьянам в осенне-весенний период было трудно справлять свои религиозные потребности.

Павлюшин С.Е. Недвижимое историко-культурное наследие Республики Коми. Красная книга / С.Е. Павлюшин, А.В. Крутиков. – Сыктывкар: Седьмая печать, 2007. – С.52-55. http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/arhitektura.arhitekturnye_pamyatniki_knyazhpogostskogo_rayona.CHasovnya_Nikolaya_CHudotvortsa_d_Koni_Knyajpogostskogo_r

Посвящение

Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и добрыми людьми. Они долго молили Бога, чтобы Он послал им сына. И Господь даровал им необыкновенного ребенка: едва появившись на свет, он начал творить чудеса. Во время крещения младенец три часа простоял в купели; по средам и пятницам он сосал молоко только вечером, по окончании молитвенного правила «на сон грядущим».

Когда мальчик подрос, он быстро научился читать, изучил Божественное Писание и прочел много духовных книг. Он избегал пустых разговоров и легкомысленных друзей, зато часто ходил в церковь.

Дядя Николая, епископ Патары, заметил, что племянник особенно благочестив, и посоветовал родителям отдать его на службу Богу. Они с радостью согласились, и скоро епископ возвел юношу сперва в диаконский, а затем в священнический сан. Когда он рукополагал Николая, то по наитию Святого Духа пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем печальных и помощником попавших в беду.

Иерей Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Когда умерли его родители, он раздал все свое наследство бедным.

В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошел до такой крайности, что ради денег решился своих красавиц ­дочерей толкнуть на путь греха.

Услыхав о том, как он бедствует, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видал, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашел их – и никак не мог поверить своему счастью. Поблагодарив Господа, он выдал замуж старшую дочь и дал за ней богатое приданое.

Святой обрадовался и ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Господь устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна.

Когда иерей Николай тихо подошел к дому и кинул в открытое окно узелок, бедняк кинулся за ним, догнал и стал целовать его ноги, а святой заклинал его сохранить все в тайне.

Вскоре Николай отправился в Палестину поклониться святым местам. Когда корабль плыл вдоль берегов Египта, начался такой шторм, что никто уже не надеялся спастись своими силами и все просили Николая помолиться, чтобы Господь избавил их от смерти. Священник стал усердно молиться, и шторм утих. Но тут случилась новая беда: один матрос сорвался с мачты  и разбился насмерть. И НиколаЙ ­Чудотворец воскресил его своей молитвой.

На обратном пути из Палестины святой решил не возвращаться домой, где его все знали и почитали, а жить в каком ­нибудь чужом городе при храме как нищий. И он поселился в Мирах, главном городе Ликии.

В то время архиепископ Мир и всей Ликии Иоанн скончался. Епископы собрались, чтобы избрать его преемника, но никак не могли договориться между собой.

Наконец, когда они присоединили к усердной молитве пост, старейшему из них было видение —явился светлый Муж и велел ночью встать у церковных дверей и ждать того, кто первым придет в церковь: «Его зовут Николай, это и есть Мой избранник».

Святой Николай всегда просыпался в полночь и молился до тех пор, пока не наступало время идти к утрене. Он очень рано приходил в храм, и в то утро первым вошел в притвор. Епископ подошел к нему, взял за руку и узнав, что его зовут Николай, очень обрадовался, не сомневаясь, что перед ним указанный Божий избранник.

Став архиепископом, святой Николай был так же милостив ко всем, так же по своему обыкновению постился до вечера и не носил дорогой одежды.

Во времена гонений на христиан он проповедовал Христа и был за это посажен в тюрьму, где немало пострадал от голода и жажды. Когда на византийский престол вступил благоверный царь Константин, гонения прекратились, и святой Николай вернулся к своей пастве.

Святой участвовал во Вселенском Никейском соборе, на котором были утверждены догматы Православной веры и предан анафеме еретик Арий.

Однажды архиепископа Николая позвали в город Плакомату – утихомирить воинов, которые грабили местных жителей. Когда, уладив дело, святитель обедал с царскими воеводами, приехали гонцы из Мир и со слезами рассказали, что правитель города Евстафий осудил на смерть трех невинных людей. Святой Николай, взяв с собой воевод, тут же отправился домой.

На месте казни стояла большая толпа; пройдя сквозь нее, святитель увидал троих несчастных со связанными руками и закрытыми лицами. Им уже пригнули головы к земле, и палач достал меч из ножен. Святой Николай выхватил меч у него из рук и развязал узников.

Народ радовался, и никто из городских властей не посмел сказать святителю ни слова. Правитель Евстафий бросился к его ногам, оправдывался и просил прощения, но Николай даже не смотрел в его сторону. Наконец, когда Евстафий сознался, что за взятку осудил на смерть невинных людей, и искренно покаялся, святитель простил его.

Царские воеводы удивлялись святости и ревности чудного архиерея; получив его благословение, они отправились обратно в Плакомату.

Эти воеводы вскоре удостоились почестей и были сделаны царскими советниками. Но нашлись люди, которые позавидовали им и оклеветали перед царем. Константин поверил наговору, велел посадить вельмож в тюрьму, а затем казнить. Один из них вспомнил, как святитель Николай спас от казни троих осужденных, и они стали молиться:

– Боже Николая, спаси и нас, как тех людей в Мирах! Никто не может помочь нам – помоги Ты Сам!

Ночью святитель Николай явился во сне царю Константину и грозно сказал:

– Встань и выпусти из тюрьмы невинных людей, их оклеветали. А если не послушаешься, пойду на тебя войной, и ты погибнешь!

– Кто ты такой, что угрожаешь мне? – спросил царь.

– Николай, архиепископ Мирликийский,­ был ответ.

В ту же ночь святитель явился во сне и царскому сановнику, который оклеветал воевод.

Наутро царь велел привести к нему узников. Они не знали, что сказать, и только уверяли царя, что всегда верой и правдой ему служили.

Константин смилостивился и заговорил с ними другим тоном, ласково и дружелюбно. А воеводы, глядя на царя, вдруг увидали рядом с ним святителя Николая, который подбадривал их.

– Боже Николая! – закричали они.­ Спаси нас, как спас невинных в Мирах!

– Кто это Николай и кого он спас? – спросил царь.

Воеводы рассказали ему о святителе Николае Мирликийском, и Константин тотчас освободил их со словами:

– Не я дарю вам жизнь, а великий угодник Божий Николай, которого вы звали на помощь. Поезжайте к нему и благодарите, а от меня передайте, что я сделал, как он сказал, и прошу на меня не гневаться.

Святитель Николай всегда сразу приходил на помощь тем, кто его звал.

Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в шторм. Моряки вспомнили, что слышали об архиепископе Николае­Чудотворце, и стали молиться, призывая его на помощь. Святой тут же явился, взял руль и повел корабль.Буря улеглась, подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань.

Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай­Чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет.

Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов.