Аварийное

Церковь преп. Прокопия Устюжского в пос. Нючпас.

Регион
Республика Коми
Район
Койгородский
Деревня
Нючпас
Координаты
60.681834, 51.4847
Состояние
Аварийное
Описание

Церковь преп. Прокопия Устюжского в пос. Нючпас

Год постройки: между 1916 и 1917 гг.

Адрес: Республика Коми, Койгородский район, пос. Нючпас.

Координаты: 60.681834, 51.4847

Описание:

Храм расположен в северо-западной части поселка. Имеет трехчастное деление и представляет собой сочетание разновеликих объемов: храма с примыкающей суженой прямоугольной апсидой, трапезной и колокольни. Основной объем храма, возведенный по типу «восьмерик на четверике», некогда завершался пологим шатром (обрушился во второй половине 1990-х гг.). По сторонам света восьмерик прорезан оконными проемами, игравшими роль верхнего света. Переход от четверика храма к восьмерику подчеркнут щипцовым выносом карниза. Южный и северный фасады четверика храма, повышенного по отношению к апсиде и трапезной, несут по три окна.

Над центральными окнами устроены оконные проемы второго света. Прямоугольный объем апсиды, перекрытый вальмовой крышей, несет по окну с северной и южной сторон и два окна с восточного фасада. Трапезная по фасадам прорезана двумя оконными проемами, боковые фасады нижнего яруса колокольни несут по одному окну. Оконные проемы всех частей церкви имеют полуциркульное (арочное) завершение. Сохранились отдельные оконные рамы с переплетом на 20 стеклин.

Колокольня трехъярусная. Состоит из двух убывающих четвериков и восьмигранного яруса звона на столбах. Нижний ярус, равновеликий по высоте и ширине трапезной, играет роль паперти. Суженный второй ярус колокольни в нижней четверти сруба несет по одному круглому окну с севера и юга, в верхней четверти прорублены дополнительные волоковые окна, освещающие лестницу. Переход от четверика к столбовому восьмериковому ярусу звона подчеркнут (как и на фасадах основного объема) щипцовым выносом карниза. Завершает колокольню невысокий восьмигранный шатер с узкой восьмигранной шейкой, увенчанной маковкой с кованым крестом.

С западной стороны к храму примыкает крыльцо на столбах, крытое тесом на два ската.

Основные габариты здания в плане: 22,4 х 8,9 м.

Обследование:

Храм в аварийном состоянии. Кровля и потолок обрушены полностью. Сруб колокольни сохранился, полы в плохом состоянии, лестницы нет. Сохранились главка и крест на колокольне (крест находится на ближайшем кладбище).

По всему храму сгнили полы, все пространство завалено остатками пола и крыши.

Место Царских Врат заложено бревнами. На северной стене алтарной апсиды сохранилась карандашная надпись со времени освящения храма.

В трапезной части обрушена южная стена. Сохранились решетки и рамы окон. Сень над крыльцом сильно перекошена, самого крыльца как такового нет. 

 

Проведенные работы: 

Произведено обследование часовни.

Произведены обмерочные работы.

Произведена фотофиксация часовни как в целом, так и отдельных частей.

В часовне размещены иконы и у входа прибита табличка. 

Нужно сделать: 

Убрать изнутри храма остатки рухнувшей крыши и прочего строительного мусора.

Обследовать состояние срубов, заменить прогнившие венцы.

Восстановить оконные проемы на южной стене.

Сделать консервационную кровлю.

Восстановить пол.

 

Фотографии можно посмотреть здесь и здесь.

Церковь на сайте Соборы.ру 

Посвящение

Житие блаженного Прокопия Устюжского

Дни памяти: 25 июня, 21 июля

Блаженный Прокопий Устюжский происходил из знатного рода любекских купцов. Родился он в 1243 году. После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Новгород. В Новгороде Прокопий был поражен множеством и красотой церквей и монастырей. А когда он посетил храм св. Софии и другие церкви и монастыри, услышал стройное пение ликов, увидел чинное и благоговейное служение, торжественность и благолепие обрядов Русской Церкви, то решился принять православие и стал искать человека, который бы мог научить его догматам веры и уставам православной церкви. Ему указали на Хутынский монастырь. В то время в монастыре подвизался инок Варлаам Прокшинич. К нему обратился Прокопий и, припавши к ногам, со слезами просил научить его истинной вере. Сначала удивительным показалось старцу, что молодой и богатый иностранец, приехавший в Новгород для торговли, ищет православия, но, убедившись в искренности желания Прокопия, с отеческой любовью принял его к себе и стал учить заповедям Божиим, уставам и чинам Русской Церкви. Прокопий с охотой слушал примеры из отеческих писаний, житий святых и собственных наблюдений старца и старался запечатлеть в своем сердце. Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юродивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей. Прокопий раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии.

Но новгородцы узнали о том, что Прокопий принял православную веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских. Опасаясь из-за мирской славы лишиться славы небесной, он открыл иноку Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Инок сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители. И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.

Без всяких средств к существованию Прокопий вышел из монастыря. Часто ему после длинного целодневного пути приходилось оставаться без пищи, спать на улице под дождем и ветром, если не встречалось сострадательного человека, который бы вызвался накормить и успокоить его, ибо Прокопий, сколько бы ни был голоден, никогда ничего не просил и представлял из себя глупого. Много насмешек и оскорблений, ругательств и побоев перенес он от грубых людей на пути, много привелось ему в своем ветхом рубище потерпеть и от летнего жара и насекомых, и от зимних вьюг и трескучих морозов. Но он не унывал и не падал духом, зная, что каждый день добровольных его злостраданий, каждый шаг по этому узкому и истинно крестному пути приближают его к вечному покою и Небесной Отчизне.

Таким образом Прокопий дошел до Устюга. Появление в городе неизвестного юродивого с кочергами в руках (Прокопий носил в руках три кочерги или деревянных клюки), едва прикрытого рубищем скоро обратило на него внимание жителей. Он и здесь скоро сделался предметом насмешек и поругания людей грубых, которые не стыдились даже и бить его без всякой с его стороны причины. Несмотря на это, город понравился блаженному, и он решился навсегда остаться в нем.

Представляясь безумным и юродствуя днем на улицах города, он каждую ночь обходил все городские церкви, припадал на колени и со слезами молился в открытых их папертях. Когда же изнуренное постом и бдением тело его отказывалось служить и требовало отдыха, он на краткое время ложился где получалось: в некрытом сарае, на куче навоза, на голой земле или на камне, несмотря ни на какую погоду: и летом, и зимой, хотя изодранное рубище едва прикрывало его тело и он был почти наг и бос. Если сострадательные и добрые люди подавали ему милостыню, он принимал с любовью и благодарностью, но не каждый день. А от богачей, нажившихся неправдою, никогда ничего не брал, хотя был голоден, а нередко и по несколько дней оставался совершенно без всякой пищи.

Долго скитаясь по городу, Прокопий избрал местом постоянного своего жительства угол паперти огромного высокого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы, срубленного из дерева. Здесь стал он находиться лето и зиму, не пропуская ни одной церковной службы, ночи проводил в молитвах, а днем юродствовал по улицам города.

Однажды, когда Прокопий ночью молился на паперти, явился ему Ангел Божий и возвестил о скором окончании его подвига, об отшествии его к Богу, назначив и день его кончины. С величайшей радостью услышал о том Прокопий и еще более предался подвигам самой пламенной молитвы, в течение нескольких дней не отходил от храма Пресвятой Богородицы, готовясь к своему исходу. На 21 июля ночью он вышел из соборной паперти и направился к обители покойного друга своего инока Киприана. Перед святыми вратами праведный Прокопий последний раз вознес пламенную молитву к Богу, благодаря Его за все благодеяния, которыми Господь наградил его в жизни от первых дней юности до старости, призвав его от мрака заблуждения к свету истины и из страны далекой приведши в богоспасаемый град Устюг, под кров дома Пресвятой Богородицы. Отошедши от святых ворот на конец моста, Прокопий возлег тут и, оградив себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на груди и с молитвой испустил дух.

Как бы для того, чтобы святое и многострадальное тело его не осталось без крова, в ту же ночь, несмотря на летнюю пору, выпал снег и покрыл землю на две четверти, а над телом Прокопия снежной бурей навеяло сугроб в две сажени вышины. Удивились устюжане, вставши поутру и видя дома и улицы, покрытые снегом. Погибли, думали они, весь хлеб и овощи, но настал жаркий солнечный день, и к вечеру снег растаял, не повредив растительности. Между тем соборные священнослужители заметили, что против постоянного обычая, какого Прокопий держался в течение многих десятков лет, его не было в церкви на утреннем пении, и начали о нем спрашивать горожан, но никто ничего не мог сказать. Тогда стали искать его по всему городу, обошли все церкви и опять нигде не могли его найти. Только на четвертый день обрели святое тело блаженного на конце моста к монастырю, лежащее на голой земле и покрытое сугробом снега, который служил ему покровом и все еще не растаял, тогда, как в других местах везде было уже сухо. С благоговением и слезами священнослужители подняли тело блаженного Прокопия и всем собором, с пением псалмов, свечами и фимиамом, на головах своих перенесли его в соборную церковь и оставили там до тех пор, пока все граждане не соберутся на погребение. На том месте, где обретено было тело его, в память события водрузили деревянный крест, а потом, по времени, заменили его каменным и построили часовню.

Сошелся весь народ Великого Устюга с женами и детьми в соборную церковь Божией Матери, и началось надгробное пение среди всеобщего плача и рыдания. Со слезами благодарности вспоминали граждане отеческие заботы юродивого об их спасении, его предсказания и проповедь пред нашествием гнева Божия, чудное избавление города от огненной тучи и многие другие знамения, бывшие от блаженного. Многие неутешно плакали и скорбели о том, что по своему невежеству и грубости считали его безумным, смеялись и оскорбляли его. По совершении надгробного пения тело блаженного с великой честью было отнесено на берег реки Сухоны на то место, где он любил сидеть на камне и молиться о плавающих по реке и где просил похоронить его. Там и предали тело его земле.