Часовня Спаса Преображения в Гольяницах
Сейчас на месте деревни на острове Гольница (Гольяница) остались развалины нескольких домов и часовня Спаса Преображения. Она состоит из сруба молитвенного помещения с сенями, покрытым единой двухскатной крышей. Стены сруба завершаются повалом в три бревна, конструкция покрытия состоит из слег, врубленных в каждый венец, что является признаком старой постройки. Полы в часовне устроены из плах. В молитвенном помещении они уложены как обычно в продольном направлении, в сенях – поперек. Потолок сделан из толстых досок, уложенных внахлест, по балкам. В молитвенном помещении он устроен, так же как и пол, продольно, в сенях – в поперечном направлении. Старый сруб настолько просел, что пол молитвенного помещения лежит на земле. Стены молитвенного помещения отесаны со скругленим в углах, в сенях они оставлены неотесанными.
В молитвенном помещении на северной и южной стене имеется два небольших окна, которые обрамлены толстыми косяками. Похоже, что обрамление окон первоначальное. Оно состоит из трех косяков, соединенных между собой «в ус», а опирание вертикальных колод сделано прямоугольным. Гребень верхней перемычки обращен внутрь помещения, по бокам сделаны небольшие заплечики. В сенях на южной стене имеется одно небольшое бескосящатое окно квадратной формы. Судя по тому, что на бревнах вокруг окна нет никаких следов или затесок, оно, скорее всего, позднейшее, прорубленное сразу под раму со стеклом. Обрамления двух одинаковых дверных проемов по устройству похожи на оконные обрамления. Они сделаны их толстых косяков, гребни с заплечиками обращены на западную сторону.
Часовню в Гольнице определенно можно датировать XVIII в. На это указывает ряд архаичных признаков, а именно частослеговая конструкция покрытия, пол, сделанный из половин бревен, неотесанные стены в сенях и, по-видимому, отсутствие в них окон. На основании имеющихся данных более точно время строительства часовни мы пока предположить не можем.
На втором строительном этапе к срубу Преображенской часовни была пристроена открытая галерея, над которой поднялась стройная шатровая звонница. Эта часть здания ныне утрачена, осталось только несколько венцов основания, очерчивающих форму плана пристройки. Сохранилось несколько исторических фотографий, на которых запечатлен облик часовни с галереей и звонницей.
Галерея покоилась на рубленом основании, прикрепленном к основному срубу своеобразными деревянными замками. Необычной деталью является бревенчатое ограждение галереи, за счет чего она имела мощный и неприступный вид. На подавляющем большинстве традиционных деревянных построек ограждения галерей выполнены из досок, забранных между столбами-опорами, или из балясника. Покрытие галереи Преображенской часовни представляло собой массивную рубленую конструкцию, опиравшуюся на четыре гладких столба. Оно было сделано вровень с покрытием основного сруба.
Звонница была сделана в традиционных для деревянной архитектуры формах и не отличалась какими-либо особенностями. На фотографии хорошо просматриваются ее детали: резной подзор, типичный для заонежских построек, конструкции яруса звона, резные пики кровельных досок.
К галерее примыкало большое крыльцо, крышу которого несли четыре резных столба. На фотографии можно разглядеть и одну сохранившуюся резную причелину. Судя по примыканию конструкций крыльца к столбам галереи, крыльцо было пристроено позднее. Действительно можно заметить некоторое стилистическое несоответствие галереи и крыльца. Вполне возможно, на этапе, когда была пристроена галерея со звонницей, крыльцо было иным.
На старых фотографиях на коньке кровли основного сруба заметен след от утраченной главки. Этот след указывает, что главка была на тонкой шее (примерно в толщину бревна). Крупную главку, стоящую на тонкой шее, имела звонница. Она была покрыта железом и, судя по старой фотографии, это было сделано сразу при ее устройстве, т.е. она не имела первоначального лемехового покрытия. Учитывая отмеченное сходство в устройстве главок, можно предположить, что главка на коньке часовни не первоначальная, а была поставлена вместе с возведением звонницы.
Преображение Господне
Празднование:19 августа.
Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф. 17, 1–13; Лк. 9, 28–36).
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16, 22).
По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий, дать им незыблемое свидетельство добровольности его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты есивоистинну Отчее сияние».
И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в какомлибо возрастании его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении его Божества в природе человеческой.
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, – молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, янадлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно – важнейший момент христианского учения о человеке.
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение – залог Воскресения.
Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов – богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор поеврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
1. Ж/д до Медвежьегорска, далее на автобусе до г.Пудож (250-300км), далее на попутке до д. Кугонаволок (70-80км), затем на катере до д. Варешпельда (25км).
2. Автомобиль до д.Кугонаволок, далее на катере.