Аварийное

Часовня Преображения Господня ур. Пулозеро

Пулозеро
Регион
Республика Карелия
Район
Беломорский
Деревня
Пулозеро
Координаты
63.74705, 35.435517
Состояние
Аварийное
Описание

Характерная для северной Карелии деревянная часовня конца XVII - XIX вв. с самобытным архитектурным образом и архаичными деталями.

 

Автор, строитель, заказчик неизвестны. Построена в конце XVII - начале XVIII в. Во второй половине XVIII в. растёсаны окна и дверные проёмы. Во второй половине XIX в. перестраивается крыльцо и над ним устанавливается восьмериковая звонница с шатровым завершением. Стены часовни обшиваются тёсом.

Поставлена на кладбище в еловой роще. Композиционно-пространственное решение традиционно: кубической формы сруб молельни, имеющий 4-х венцовый повал продольных стен, покрыт двухскатной высокой крышей, первоначально из красного тёса, и увенчан луковичной главкой. С запада к нему примыкает более широкий и значительно меньший по высоте сруб трапезной, покрытый вместе в крыльцом общей двухскатной крышей безгвоздевой конструкции. Над крыльцом возвышается восьмериковая, крытая шатром звонница. Стены часовни сложены из брёвен "в обло", углы восьмерика срублены "в лапу". Стены часовни снаружи обшиты тёсом. Глава звонницы - без традиционной шеи, лемех опускается прямо на тёс шатра. Окна косящатые, с сопряжением косяков под углом "в ус", имеют гребень и заплечики.

Северное окно молельни - волоковое. Между трапезной и молельней - широкая двупольная дверь с расположенными по бокам "слуховыми" окнами. Полы и потолки из пластин, плоские. В молельне потолок выше, чем в трапезной, у боковых стен имеются скамьи с откидными сиденьями и фигурными боковинами. Сохранился тябловый иконостас. Живопись, датируемая XVI-XIX вв., вывезена в КМИИ в 1967 г. Самобытни причелины кровли с крупной, сочной, двухъярусной резьбой из треугольных элементов. Лемех глав также треугольного рисунка. Длина 9,40 м, ширина 5,50 м.

На кладбище сохранилось несколько старообрядческих крестов.

Из Паспорта памятника архитектуры, Код памятника 1002276000. http://nasledie-archive.ru/objs/1002276000.html

Посвящение

Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф. 17, 1–13; Лк. 9, 28–36).  

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16, 22).

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий, дать им незыблемое свидетельство добровольности его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты есивоистинну Отчее сияние».

И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком ­либо возрастании его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, – молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора,надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно –
важнейший момент христианского учения о человеке.

Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение – залог Воскресения.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов – богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор по­ еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.

Краткое описание маршрута

Проезда на автотранспорте из-за разрушенных мостов к часовне нет. Необходимо добраться до Пулозера, и далее до нежилой дер. Пулозеро на лодке по озеру.