Законсервировано

Часовня Михаила Архангела в ур.Масельга

Регион
Республика Карелия
Район
Медвежьегорский
Деревня
Масельга
Координаты
62.285872, 35.421582
Состояние
Законсервировано
Описание

Часовня представляет собой трехчастную равновысокую и равноширокую клетскую постройку, включающую молитвенное помещение (кафоликон), узкий безоконный притвор и просторные сени под общей двускатной крышей. Над сенями надстроена восьмигранная колокольня, основание которой рублено с повалом. Девятистолбный ярус звона колокольни завершен шатром с полицами, увенчанным главкой с крестом. Основной сруб и восьмерик колокольни обшиты.

В целом уравновешенная по пропорциям, типичная для Заонежья по своей объемно-планировочной структуре часовня имеет ряд своеобразных деталей. Западный вход в часовню акцентирован арочным дверным проемом с двухстворчатыми дверями, за которым на продольной оси здания симметрично расположена широкая внутренняя лестница, первоначально имевшая с двух сторон ограждение из плоских дощатых балясин, близких по рисунку к классицистическим.

Впечатление от архитектурной представительности сеней дополнял необычный для таких помещений потолок по двум продольным прогонам и трем поперечным профилированным балкам с настилом из профилированных тесин «вразбежку».

Перед наружным входом в часовню поземная галерея, по западному фасаду прорезанная тремя арками, единственная такого рода в Заонежье и Карелии в целом.

К числу достаточно редких конструктивно-декоративных решений принадлежит и обвязка столбов яруса звона колокольни, представляющая в плане восьмиконечную звезду, полученную путем взаимного наложения двух квадратов, развернутых под углом в 45° друг к другу. Ярус звона украшен тремя видами разных по рисунку резных подзоров – под полицами восьмерика и шатра и вставленными между оголовками столбов.

В 2019 году, по инициативе проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», в часовне начаты противоаварийные и консервационные работы. Выровнена геометрия сруба, над основным объемом сооружена консервационная кровля из ондулина. Укреплены столбы звонницы, сооружены леса для дальнейшего проведения работ на шатре и полицах звонницы.

В летние сезоны 2020-2021 гг. были проведены следующие работы:

- выровнен уровень грунта вокруг часовни;

- завезены валуны для укрепления фундамента, опорные столбы часовни укреплены валунами;

- смонтированы строительные леса до уровня главки звонницы для дальнейших работ по консервации шатра и восстановлению креста;

 - смонтирован консервационный дощатый настил на уровне звона и на полицах шатра колокольни, в дальнейшем планируется покрытие настила двумя слоями стеклоизола;

 - изготовлена и установлена входная двустворчатая дверь;

 

- укреплены леса;

- изготовлен и установлен крест;

- покрыты листами ондулина шатер и его полицы;

- главка закрыта стеклоизолом;

- на ярусе звона уложен стелоизол;

- изготовлен и установлен люк на ярусе звона;

- поправлена входная дверь;

- покошена трава вокруг часовни;

- изготовлен подсвечник;

- совершен чин освящение креста настоятелем приходов села Великая Губа, деревень Толвуя и Шуньга, священником Владимиром Шуруповым;

- установлен памятный голубец, вырезанный иереем Олегом Червяковым и Николаем Гончаровым;

- местными жителями разобраны строительные леса.

История

Часовня срублена во второй половине XVIII века (между 1750 и 1780 годами). Это установили по основнойчасти икон и, в частности, храмовой иконе, принадлежавших кисти известному в Заонежье в те годы кондопожскому мастеру. В течение последующих полутора веков часовня претерпела ряд реконструкций.

Строение занимает место в центре обширного открытого пространства, долгое время после исчезновения деревни использовавшегося как сенокосные угодья. Судя по старым картам, часовня стояла у перекрестка двух пересекающих деревню дорог.

Посвящение

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним.

Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37:7–9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.

 В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.

 Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35­м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

 Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

 После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

 За Херувимами предстоят Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

 Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

 Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

 Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.

 Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) подают благодать укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

 В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

 Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних.

 Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

 Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

 Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.

 Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

 С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига.

 Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосредственно. Пред их умными очами открывается как мироправление Божие, так и Домостроительство нашего спасения. Но таинство Искупления остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25:31). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

 По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Судьбы Божии в мире сотворенном постигаются и нами. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной Домостроительства нашего спасения.

 Кроме исполнения обязанностей к Богу, мы можем подражать Ангелам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в помощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр. 1:14). Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. На скрижалях священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.

 Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так и в невидимом – Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Присносущного Солнца, от Самого Источника Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.

Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.

 Настоящая жизнь наша есть непрестанная и продолжительная борьба. Мы находимся здесь между двумя противоположностями: между Небом и адом, между Жизнью и смертью, между Светом и тьмою. Небесные Ангелы действуют в сынах Света, хотящих наследовать спасение, а дух злобы поднебесный – в сынах противления. И те, и другие силы постоянно стремятся привлечь нас к себе, поскольку свободная воля человека может и противоборствовать, и последовать этому влечению.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.

Краткое описание маршрута

С дороги на Типиницы в 4 км после д. Поля налево уходит заброшенная дорога на Тамбицы. По ней 5 км до поворота на ур. Зародницы, затем 3 км на север. Либо 3,5 км до ур. Педасельга, затем по менее очевидной дороге 1,8 км по аз. 30.