Часовня Михаила Архангела в д. Лижмозеро Республика Карелия
Здание в плане представляет собой вытянутый прямоугольник по оси восток – запад, который состоит из двухчастного молельного пространства на востоке и притвора на западе. Притвором служит четверик звонницы, с юга к которому примыкает закрытое крыльцо.
Здание стоит на валунном фундаменте и имеет высокий подклет. Молитвенное пространство перекрыто двухскатной тесовой кровлей и венчается металлической главкой на шейке с деревянным крестом, обитым металлом. Звонница имеет значительный объем относительно всей часовни и представляет собой восьмерик на четверике с открытым уровнем звона и шатровым завершением. Стены всего здания обшиты профилированной доской, расположенной горизонтально. Углы четверика звонницы оформлены в виде декоративных пилястр. Щипцы основного объема и крыльца украшены резными подзорами. Ограждение площадки звона имело балясник, вырезанный из досок, перила прямоугольного сечения и резные подзоры между столбами. Все декоративное убранство часовни было окрашено: обшивка стен основного объема и крыльца – охристой краской, обшивка звонницы и подзоры – краской цвета сурика, шатер – зеленым цветом.
Часовня имела как минимум два строительных этапа. Западная часть молитвенного пространства изначально служила притвором и отделялась от основного помещения полноценной стеной. Позднее в этой стене вырубили большую арку, объединив два пространства. Бывший притвор имеет одно окошко на южной стене. В первоначальном молитвенном пространстве имеется четыре косящатых окна, больших размеров, чем в бывшем притворе, два на южной и два на северной стенах. Окна расположены симметрично относительно продольной оси помещения. На стенах, у окон, расположенных западнее сохранились следы от первоначальных волоковых окон. Плахи и доски пола во всех помещениях расположены вдоль оси здания. У восточной стены молитвенного помещения имеется солея с выступом для южного клироса. Клирос имеет ограждение, состоящее из перил и балясин прямоугольного сечения с небольшими профилями на ребрах.
Потолок первоначального молитвенного помещения поделен двумя продольными балками на три части: северную, центральную и южную. Средняя часть приподнята, а северная и южная имеют наклон, образуя форму рубленого свода. Плоскости потолка зашиты «в елку». Такой тип потолков относят к ранним деревянным постройкам. По центру этого потолка расположена поперечная балка, имеющая по высоте четыре бревна. Бывший притвор имеет одну осевую продольную потолочную балку, на которую опираются доски, лежащие перпендикулярно к ней. Потолок нынешнего притвора имеет одну балку, лежащую с севера на юг по центру. Плахи потолка имеют плоские нащельники, что визуально напоминает традиционный потолок «в разбежку».
Лестница с уровня четверика на уровень восьмерика в звоннице расположена с юга на север, зашита дощатой перегородкой. Открытая лесенка из восьмерика на уровень звона срублена по тетивам, установлена с запада на восток. Четверик имеет одно окно на северной стене, а восьмерик одно маленькое окошко на юго-востоке.
Крыльцо имеет рубленую конструкцию внизу до уровня верхней площадки лестницы, а выше – каркасную с обшивкой. Освещается двумя окошками, одно – на южной стене, над входной дверью, второе – на западной стене, рядом с верхней площадкой лестницы.
Интерьер часовни имеет покраску. Потолки молельного помещения окрашены голубой краской. В притворе потолок – охристый, а стены покрашены красноватым колером.
Иконостас был выполнен в классицистическом стиле, с большим карнизом, витыми колонками и филенками в цокольной части. Сохранился верх расписного деревянного поклонного креста.
Деревня расположена на берегу острова Большой, что на озере Лижмозеро. Такое название озера неслучайно – в переводе с саамского означает тину или ил. Первое упоминание об этом населенном пункте относится к концу 15 века.
Часовня Михаила Архангела построенна в XVIII-XIX веках, точная дата не установлена.
Часовня входила в тивдийский приход. В настоящее время пустует.
На момент обследования в 2018 году часовня находилась в аварийном состоянии. На нее упало дерево, проломившее кровлю основного объема, здание накренилось в южную сторону. Ремонтный шифер на кровлях обветшал и потрескался. Металл на основной главе и кресте имеет протечки и частично утрачен, деревянные конструкции этих деталей сильно повреждены.
В 2018 году было подготовлено и согласовано проектное предложение по противоаварийным работам и консервации для сохранения памятника. Консервационные работы ведутся с июня 2018 года, руководитель работ –главный хранитель недвижимых памятников музея-заповедника «Кижи»
А. Ю. Любимцев.
Работы сезона 2020 года продолжают работы предыдущих двух сезонов.
Для установки консервационной кровли над основным объемом здания был снят ремонтный шифер, укреплены сломанные конструкции, в местах полностью утраченного теса установлены временные доски. Непосредственно на сохранившейся тес и ремонтные доски разных годов установлены направляющие, на которые была смонтирована стропильная система с консервационным покрытием ондулином.
Сохранившиеся конструкции шатра и уровня звона разобраны и сложены на подставах рядом с часовней под навес. Декоративные элементы: журавцы главки, подзоры, перила, балясины – сложены в молитвенном помещении часовни. Над объемом звонницы установлена односкатная консервационная кровля, имеющая уклон с севера на юг. Верхним, северным свесом она опирается на вертикальные стойки, установленные на землю с северной стороны звонницы, нижним, южным свесом опирается непосредственно на восьмерик звонницы.
Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом не вечерним.
Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37:7–9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.
В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами предстоят Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.
Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) подают благодать укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.
В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига.
Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосредственно. Пред их умными очами открывается как мироправление Божие, так и Домостроительство нашего спасения. Но таинство Искупления остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25:31). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.
По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Судьбы Божии в мире сотворенном постигаются и нами. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной Домостроительства нашего спасения.
Кроме исполнения обязанностей к Богу, мы можем подражать Ангелам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в помощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр. 1:14). Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. На скрижалях священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.
Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так и в невидимом – Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Присносущного Солнца, от Самого Источника Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.
Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.
Настоящая жизнь наша есть непрестанная и продолжительная борьба. Мы находимся здесь между двумя противоположностями: между Небом и адом, между Жизнью и смертью, между Светом и тьмою. Небесные Ангелы действуют в сынах Света, хотящих наследовать спасение, а дух злобы поднебесный – в сынах противления. И те, и другие силы постоянно стремятся привлечь нас к себе, поскольку свободная воля человека может и противоборствовать, и последовать этому влечению.
Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.
С трассы Петрозаводск - Медвежьегорск поворот на пос. Тивдия, проехав поселок ехать по грунтовой дороге к берегу Лижмозера, далее водным путем до острова Малый.