Удовлетворительное

Церковь Петра и Павла на Лычном острове

Регион
Республика Карелия
Район
Кондопожский
Деревня
остров Лычный
Координаты
62.49288, 33.9957
Состояние
Удовлетворительное
Описание

На каменистой гряде стоит небольшая шатровая церковка - Петропавловская, выстроенная в 1620 году. Эта церковь – один из древнейших сохранившихся на территории Карелии деревянных храмов. За века своего существования здание претерпело много изменений. Исчезла шатровая колокольня, примыкавшая к трапезной с запада (фото 5), неоднократно переделывались крыльца, расширялись окна и, главное, был надстроен восьмерик и увеличена высота шатра. В 1951-1956 гг. под руководством А.В. Ополовникова храм был отреставрирован в формах XVIII в., но без колокольни.

По объемно-планировочной структуре церковь состоит из трех равновеликих по ширине срубов: алтаря, кафоликона, трапезной. Их протяженной горизонтали противостоит вертикаль храмовой части восьмигранного сруба, поставленного на высокий четверик.

Красивая деталь лычноостровской церкви - ее крыльцо. Оно трехчастное: нижняя площадка, лестница и верхняя площадка, опирающаяся на выпущенные из стены бревна-кронштейны. Кровлю крыльца поддерживают резные столбики. Резьба несколько угловата, но характерна для северного искусства: крупные балясины чередуются с плоскими поясками, покрытыми мелкими зубцами-порезками. Интересный факт: во второй половине XIX века при радикальной переделке Петропавловской церкви в стене трапезной, между новой обшивкой и древним срубом, был спрятан резной столб крыльца. Для него было сделано специальное углубление в стене, и прибит он был к ней коваными гвоздями. Спрятали его плотники, «благолепно» обновлявшие храм в соответствии с новыми казенными направлениями в деревянном зодчестве. Надо полагать, не случайно спрятали, потому что именно плотники в большей степени, чем другие сельские жители, понимали художественную ценность старинных церквей и значимость каждой их детали.

Рядом с Петропавловской находилось позднее здание теплой (зимней) Сретенской церкви. Впоследствии оно было переделано под клуб. В свое время туда из древней церкви были снесены иконы. Одна из них - храмовая, с изображением апостолов Петра и Павла, а также сцен их жития, расчищена и сейчас находится в петрозаводском Музее изобразительных искусств (икона эта написана в конце XVII века), а пять уцелевших от разрушения икон «неба» были доставлены в музей «Кижи».
Потолок «Небо» включал восемь клиньев, на которых были парные изображения ангелов в дьяконских и, вероятно, святительских облачениях с атрибутами Великого Входа в руках. На остатках «Неба» из Петропавловской церкви д.Лычный Остров ангелы представлены в торжественном шествии, участвующими в Небесной Литургии.

В 2020 году, на праздник святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, в год 400-летия храма, в нем была отслужена праздничная Божественная Литургия. Собралось очень много народу, в основном, потомки тех людей, которые когда-то жили, трудились, благоукрашали свою родную деревню. Также в этот праздничный день был установлен памятный знак одному из последних настоятелей Петропавловского храма – иерею Александру Евсевиевичу Преображенскому, и всем иереям в сем храме послужившим.

 

История

Деревня Лычный Остров расположена у северной оконечности озера Сандал в 40 км к северо-западу от г. Кондопоги. Своей достаточно широкой известностью она обязана знаменитой Петропавловской церкви, построенной в 1620 году на возвышающейся в центре острова горе, где некогда располагался Лычноостровский погост. Вокруг погоста группировалось несколько деревень, которые, еще в XV веке входили во владения новгородских бояр Марка Панфилова и Ивана Девятого и были приписаны к Шуйскому и Кижскому погостам Обонежской пятины.

В 1478 году после ликвидации боярских вотчин здесь было введено новое административное управление — Новгородское наместничество, а в 1571 году Обонежская пятина была отписана в опричнину.

Начало XVII века оказалось временем суровых испытаний для всей карельской земли, втянутой в войну со шведскими и польско-литовскими интервентами. В непосредственной близости от Лычного Острова в январе 1614 года происходили жестокие стычки между местным населением и "черкасскими" отрядами, пришедшими из Карельского Поморья после поражения под Сумским острогом. Интервенты попытались взять приступом Шунгский и Толвуйский деревянные остроги, сооруженные менее чем за 4 месяца под эгидой воеводы Богдана Чулкова и атаманов Томилы Анатольева и Ермолая Поскочина. Возможно, что именно тогда могла быть полностью разрушена или частично повреждена, существовавшая ранее на погосте предшественница Петропавловской церкви, упоминающаяся в документах под 1583 годом. Построенная всего лишь через пять лет после нашествия и ныне еще существующая Петропавловская церковь считается первенцем Прионежской школы шатровых храмов, к числу которых относятся Никольская церковь в Линдозере (1634.), Варваринская в Яндомозере (1656), рождества Богородицы в Гимреке (1659-1695) и Вознесенская в Типиницах (1761), а замыкал эту плеяду знаменитый Успенский храм в Кондопоге (1774).

В 1785 году на озере Сандал побывал академик Николай Яковлевич Озерецковский, направлявшийся "на Тивдовскую мраморную ломку, с которой мрамор привозят в губу Кондопагу и, в ней погрузя на галиоты, отправляют по Онежскому озеру в реку Свирь и так далее до Петербурга". Путешествуя по Сандалу, Н. Я. Озерецковский побывал в деревнях Нигостров, Тава-гора, Ерши, Матюков наволок и в Лычноостровском погосте "на острове Лычном, в пяти верстах от Тивдии лежащем". По словам путешественника "остров сей" был "длиною версты в четыре, а шириною инде на версту, инде на две. С северной стороны далеко внутрь оного простирается большая заводь или губа, которая ширину острова в том месте нарочито уменьшает. Кроме села Лычного находится еще на сем острове деревня Северною называемая, за которою по скату горы почти на самой земной поверхности много попадается амианта, незрелого асбеста и черного шифера большими глыбами". Поражаясь увиденному, Н. Я. Озерецковский отмечал, что "вся поверхность острова усыпана каменьями", но "несмотря на сие довольно на нем имеется пашни, и рожь каждый год очень хорошо родится. Старожилые на сем острове люди урожай хлеба приписывают тому, что мелкий плитник, которым там все пашни покрыты, защищает корень ржи и другого хлеба как от солнечного зноя, так и от холода летом случающегося, притом всегда сохраняет в земле нужную для питания хлеба влагу".

В 1873 году село "Лычное (Северный и Южный Конец) при оз. Сандалы" входило в состав Петрозаводского уезда второго стана, лежащего по левую сторону от тракта Петрозаводск-Повенец, и в нем насчитывалось 30 дворов, в которых проживало 204 человека (102 мужчины и 108 женщин — карелы, 2 мужчины и 2 женщины — финны). В селе имелись приходское училище и мельница, а на погосте стояли 2 православные церкви.

К 1892 году число дворов в Лычном Острове возросло до 34, и в них уже проживало 125 мужчин и 126 женщин. В 1905 году численность населения в деревне Лычный Остров достигла 260 человек, и в ней имелась школа и 37 жилых домов, в которых проживала 41 семья (130 м. п. и 130 ж. п.) и содержалось 52 лошади, 100 коров и 140 овец. На 1926 году деревня Лычный Остров уже входила в состав Сележского сельского совета Кондопожского района КАССР и в ней числилось 45 крестьянских хозяйств и 222 человека (105 мужчин и 117 женщин). В числе жителей деревни было 207 карел и 15 русских, а к 1933 году численность населения в деревне уменьшилась до 209 человек (95 мужчин и 114 женщин), которые все значились карелами.

Из 20 жилых домов южной деревни 13 построек было смешанной этажности и только 4 дома были полностью двухэтажными. Все постройки представляли собою дома-комплексы типа "брус" с линейной последовательной связью жилых частей и равношироких с ними двухэтажных дворов-сеновалов под общей двухскатной симметричной крышей. Все без исключения сараи-сеновалы домов-комплексов имели взвозы и были подперты сзади мощными столбами-устоями для замены быстро сгнивавших хлевов, расположенных на первом этаже в пространстве двора.
В наши дни деревня является нежилой. На острове находится несколько домов, в которые приезжают потомки местных жителей в летний период. И несколько домов находятся в аварийном состоянии.

 

Посвящение

Святой апостол Петр происходил из маленького палестинского городка Вифсаиды, у него была жена и дети, он кормил семью рыболовством. Святой апостол Андрей Первозванный был его родным братом, он и привел Петра к Иисусу. И тотчас святой Петр возгорелся любовию к Господу, уверовав в Него как истинного Христа, посланного Богом на спасение мира.

Святой апостол Петр не отлучался от Господа и был очевидцем многих великих чудес Его, ясно указывавших на Христа как Сына Божия. И когда Иисус спросил учеников, за кого они почитают Его, Симон­Петр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне (то есть на вере) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Имея такую веру, апостол Петр, когда Иисус шел пешком по морю, сказал: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! Спаси меня». Иисус тотчас простер руку, поддержал его и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»

Господь, избавивший святого апостола от потопления, избавил его и от маловерия, когда сказал ему: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя».

Вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Петр удостоился видеть на Фаворской горе открытую им славу преображения Господня.

Хотя Бог и попустил апостолу Петру впасть в тягчайшее согрешение – трижды отречься от Христа, Господа нашего, но Петр искренно, с горькими слезами раскаялся, и Господь простил его, а потом и восстановил в апостольском достоинстве.

Воскреснув из мертвых, Христос явился Петру первому из всех апостолов, а по вознесении Спасителя Петр, как верховный среди апостолов, явился первым учителем и проповедником слова Божия. При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. В Иоппии он воскресил умершую девицу Тавифу. Не только руки и слова его были чудодейственны, но и самая тень его подавала исцеления, так что выносили больных на улицы, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них. А когда царь Ирод схватил его и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то Ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил из заключения.

Святой апостол Петр прошел многие страны, благовествуя всем народам, подкрепляя проповедь бесчисленными знамениями и чудесами.

Наконец явился апостолу Петру Ангел Господень и сказал: «Петр! Приблизилось время твоего отшествия из этой жизни. Тебе должно идти в Рим, где, претерпев крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа».

Возблагодарив Бога, святой Петр отправился в Рим. Там он был схвачен слугами злочестивого императора Нерона и распят на кресте головой вниз. Претерпев великую муку, апостол Господень святой Петр предал непорочную душу свою в руки Божии.

Святой апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл, происходил из знатной еврейской семьи. Он основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к фарисеям ­ строгим ревнителям всего отечественного, наружно благочестивым.

В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые апостолы благовествовали о Христе, но Савл, как и все почти фарисеи, ненавидел апостолов и даже слушать их не хотел, а Господа Иисуса Христа хулил. Он одобрял убийство святого апостола Стефана, своего родственника, а затем принял участие в великом гонении на Церковь в Иерусалиме, хватая верных и отсылая их в темницы. Наконец он отправился в Дамаск, чтобы и там, кого найдет верующих во Христа, связав, приводить во Иерусалим.

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Савл встал и с открытыми глазами никого не видел; и повели его за руку и привели в Дамаск; и три дня он не видел, и не ел, и не пил, а только молился.

В Дамаске в то время был святой апостол Анания, которому Господь, явясь в видении, повелел крестить Савла. Анания пошел и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». И вдруг Савл прозрел; и, встав, крестился, и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

Павел был величайшим апостолом Христа и учителем Церкви. Сохранилось четырнадцать его посланий, исполненных Духа Святого и входящих в Новый Завет. В одном из них святой апостол пишет о себе: «Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех Церквах».

Господь, утешая Своего апостола и укрепляя его на подвиги, показал ему небесное блаженство, которого человек никогда не видел, и слышал он там неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать.

Пройдя многие страны, озарив светом веры многие народы и провидев свою страдальческую кончину, апостол Павел писал своему ученику, святому апостолу Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым подвизался, путь свой совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия».

Римский император Нерон, убивший святого апостола Петра, убил и апостола Павла, приказав отрубить ему голову мечом.

Так скончался избранный сосуд благодати Христовой, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райской красоты, удивление ангелов, великий подвижник и страдалец, святой верховный апостол Павел.

Празднование: 12 июля