Храм иконы Смоленской Божьей матери с. Винницы Ленинградская область
На погосте сохранились церковь Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1791 г.) и церковь Василия Великого (1867-1877 гг.). В советский период в зданиях церкви размещались склады РАЙПО. С 1987 года они отнесены к памятникам истории и культуры народов Российской Федерации.
Объект культурного наследия регионального значения «Погост с двумя церквями и оградой» в настоящее время имеет в своём составе две церкви: Смоленской Богоматери (1882 г. постройки согласно нормативно-правой документации, и неверно атрибутирована: это церковь Василия Великого, 1866, инж. М. Калитович) и Церковь Рождества Богородицы (построена в 1791 году, перестроена в 1881 г., автор не установлен). Первая церковь поставлена у дороги, вторая – на берегу р. Ояти. Между двумя церквами расположена хозяйственная постройка, современная церковь Смоленской Богоматери. С запада на территории памятника расположено кладбище с историческими и современными захоронениями и мемориалом репрессированному вепсскому населению в 1937 году. Также с запада территорию объекта культурного наследия ограничивает историческая каменная ограда. Винницкий погост окружён с запада и востока жилой застройкой.
В 1791 году на берегу реки Оять была выстроена деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы с трёхъярусной колокольней. В 1881 году церковь поновили, первоначальные объёмы при ремонте были сохранены. Сохранилось изображение этой церкви (см. Историческая иконография, илл.7). Церковь согласно страховой описи 1910 года описывается так: «… церковь на каменном фундаменте снаружи обшита тёсом…, внутри обтянута холстом, покрыта железом, окрашенным зелёной краскою. Длина церкви, считая и колокольню 13 саж., наибольшая ширина 3 саж. 2 ½ арш., высота главного сруба до основания шатра – 3 саж. 2 ½ арш….церковь без отопления. Колокольня в 3 яруса, общею высотою в до верха карниза 8 саж». Во второй половине ХХ века было множество перестроек церкви, и разновысокие объёмы церкви – алтарная часть, центральный четверик, над которым возвышался восьмерик с шатровым завершением, трапезная и притвор с колокольней были разобраны до одного уровня, и подведены под заново устроенную крышу под единый конёк. Сохранился только объём граненой апсиды. Здание нуждается в реставрации.
В 1867 году в 50-ти метрах севернее церкви Рождества Богородицы, у самой дороги строится зимняя церковь им. Василия Великого: «…деревянная на каменном фундаменте, снаружи обшита тёсом…, внутри ошпаклевана и покрашена масляною краской… длина церкви 13 саж., наибольшая ширина – 5 саж. 1 аршин., на церкви имеется пят глав и одна глава над алтарём, церковь отапливается тремя железными печами». В фондах ЦГИА СПб обнаружены чертежи этой справки, которые впервые вводятся в научный оборот в этом исследовании. Чертежи были исполнены в 1866 году губернским инженером М. Калитовичем. (см. Историческая иконография, илл. 3-6). Описание церкви совпадает с чертежами, и по ним можно с уверенностью сказать, что сохранившаяся вторая церковь на погосте атрибутирована неверно: в печатных источниках и нормативно-правовых актах этот памятниках указывается как церковь Смоленской Божией Матери, а церковь Василия Великого считается утраченной.
В Винницком погосте бала ещё одна церковь: Смоленской Богоматери, и по материалам Археологического общества 1914 года, это может быть Никольская церковь 1882 года постройки, перенесённая из Паданской пустыни в конце XIX века в Винницы и переосвященная в церковь Смоленской Божией Матери. Церковь на 1910 год описывалась так: «деревянная на каменном фундаменте, обшита тёсом и покрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зелёною масляною краскою. Длина церкви, считая о колокольню – 7 ½ саж., наибольшая ширина – 2 ½ саж., высота до потолка – 2 саж., на церкви имеется одна глава, …церковь без отопления, … колокольня в один ярус, общею высотою до верха карниза – 3 саж.». Никольская церковь в Винницах была выстроена в конце XVII – нач. XVIII века на подобие Никольской церкви в с. Уйме (1708 г., см. Историческая иконография, илл. 14-15 ). Многоскатные церкви были распространены на территории Обонежской пятины в XVII – начале XVIII вв. Историческое местоположение церкви Смоленской Божией Матери неизвестно. В настоящее время вместо утраченной церкви в 2007 году выстроена многоскатная церковь Смоленской Богоматери, в формах, напоминающих древние церкви.
Окончательно ансамбль Ильинского погоста (Винницкого) сложился к концу XIX в. В 1881-1882 году территория погоста была обнесена оградой на каменном основании. К 1910 году были выстроены: ворота ограды, библиотека-читальня с церковной сторожкой (1901 г.), дом-школа (1895 г.), дом священника (1896 г.), дом дьяка (1910 г.), церковноприходская школа (1899 г.), проскурня и др. К погосту было приписано 16 часовен, в 16 деревянных приходах. К настоящему времени сохранилось только две церкви, фрагмент ограды и историческая хозяйственная постройка неизвестного назначения.
В 1937-1939 гг. церкви были закрыты, во второй половине XХ в. церковь Рождества Богородицы использовалась как склад зерна. Дата утраты Смоленской церкви неизвестна. Объект культурного наследия регионального значения «Погост с двумя церквями и оградой» в настоящее время имеет в своём составе две церкви: Смоленской Богоматери (1882 г. постройки согласно нормативно-правой документации, и неверно атрибутирована: это церковь Василия Великого, 1866, инж. М. Калитович) и церковь Рождества Богородицы (построена в 1791 году, перестроена в 1881 г., автор не установлен). Первая церковь поставлена у дороги, вторая – на берегу р. Ояти. Между двумя церквями расположены историческая хозяйственная постройка и современная церковь Смоленской Богоматери.
С запада на территории памятника расположено кладбище с историческими и современными (XX в.) захоронениями и современным мемориалом репрессированному вепсскому населению в 1937 году. Также с запада территорию объекта культурного наследия ограничивает историческая каменная ограда. Винницкий погост окружён с запада и востока жилой застройкой. Восточнее границы объекта культурного наследия по берегу р. Ояти располагаются исторические бани. Со стороны западной границы участка – постройки более современные, предположительно XX в. Севернее исторической дороги, проходящей через с. Винницы, на небольшом холме расположен небольшой комплекс исторических изб. Расположение Винницкого погоста в котловине, а не на возвышении не умаляет его важного значения (как основного композиционного ядра) в планировочной структуре села Винницы.
Завершающие главки церкви Смоленской Божьей Матери (Василия Великого) утрачены, а церковь Рождества Богородицы сохранилась только в своем основном прямоугольном в плане объеме: утрачены колокольня над входной зоной и шатровый объем, увенчанный луковичной главкой над центральной частью церкви. Таким образом следует отметить, что все высотные доминанты погоста в настоящее время утрачены. Так как найдены и впервые введены в научный оборот исторические чертежи церкви Смоленской Божьей Матери (Василия Великого), а по церкви Рождества Богородицы имеется достаточно убедительная историческая фотография и описание с размерами из церковной описи 1910 г. (фонды РГИА), для вышеназванных объектов культурного наследия рекомендуется реставрация с научным воссозданием всех утраченных объемов.
Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения: «Погост с двумя церквями и оградой, XVI-XIX вв: Церковь Смоленской Богоматери 1882 г., Церковь Рождества Богородицы 1791 г.», расположенного по адресу Ленинградская область, Подпорожский муниципальный район, Винницкое сельское поселение, с. Винницы, ул. Советская, д. 35а.
https://voopik-spb.ru/files/PZO/27.%20ПЗО%20Том%201%20Погост%20Винницы.pdf
Свт. Василий Великий
Дни памяти: 1/14 января, 30 января/12 февраля
Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.
С ним вместе учился святой Григорий Богослов. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, — и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда.
Святой Василий глубоко изучил мирские науки, но они не могли насытить его ум, искавший высшего Божественного озарения; поэтому он отправился в Египет, где жило много христианских подвижников, чтобы у них научиться тому, что истинно полезно для ума и для сердца. Проведя среди святых отцов год и поучившись у них словом и делом, Василий роздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. Когда епископ крестил его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. Стоявшие же на берегу, увидя это, вострепетали и прославили Бога.
Вскоре святой Василий был посвящен в диаконы, а затем в священники и все силы и время стал отдавать своим пастырским заботам. Но прошел год, и по воле Божией Василий удалился в суровую пустыню. Там он проводил жизнь в крайних лишениях, терпя голод и холод, проводя дни в молитвах, трудах и чтении Священного Писания. В пустыню к нему приехал и с ним вместе подвизался любимый друг его Григорий Богослов. Василий и Григорий хотели так прожить всю свою жизнь.
Но Господь судил иначе. Пришло время, когда оба они, Василий и Григорий, должны были покинуть пустыню, чтобы защищать Церковь от еретиков, от тех, кто ложно учит о Боге. Василия посвятили в архиепископа Кесарийского, и он стал, управляя Церковью, мужественно бороться за святую веру Христову.
Святитель Василий молился Пресвятой Богородице, чтобы гонитель и губитель христиан царь Юлиан Отступник не вернулся живым с войны, и по велению Матери Божией святой великомученик Меркурий убил врага Христова.
Когда царь-еретик Валент пытался ласками и угрозами отклонить святителя Василия от православия и судья уже грозил Василию смертью, он отвечал:
“Что же? Пусть я пострадаю за истину и освобожусь от телесных уз; я давно желаю этого”.
И так царь узнал, что святитель Христов угроз не боится, что убеждения его нельзя изменить и что сердце его непреклонно и твердо.
Когда о святом Василии услышал преподобный Ефрем Сирии, живший в пустыне, то стал молить Бога о том, чтобы Он показал ему, каков есть Василий. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, он увидел огненный столб, глава которого доходила до неба, и услышал голос, говоривший: “Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столб, таков и есть Василий”.
Святитель Василий был и поныне есть великий учитель всех христиан, он написал много книг, в которых изложил истинное учение о Боге, объяснил премудрое устройство Богом всего существующего и дал правила и уставы, многие из которых действуют и поныне. Откровением Божиим святитель Василий составил чин Божественной литургии и несколько других молитв.
Он был милостив к бедным, молитвою исцелял больных, изгонял бесов и совершил много великих чудес.
Когда святой Василий умер, не только христиане, но и неверные толпами устремились на улицу и настойчиво теснились ко гробу почившего святителя. На погребение Василия собрались многие архиереи и, воспев надгробные песнопения, похоронили тело великого угодника Божия в церкви, восхваляя Бога, Единого в Троице, Ему же слава вовеки. Аминь.