Законсервировано

Храм иконы Смоленской Божьей матери с. Винницы Ленинградская область

Регион
Ленинградская область
Район
Подпорожский
Деревня
с. Винницы
Координаты
60.627467, 34.782117
Состояние
Законсервировано
История

На погосте сохранились церковь Рождества Пресвятой Богородицы (перестроена в 1791 г.) и церковь Василия Великого (1867-1877 гг.). В советский период в зданиях церкви размещались склады РАЙПО. С 1987 года они отнесены к памятникам истории и культуры народов Российской Федерации.

Объект культурного наследия регионального значения «Погост с двумя церквями и оградой» в настоящее время имеет в своём составе две церкви: Смоленской Богоматери (1882 г. постройки согласно нормативно-правой документации, и неверно атрибутирована: это церковь Василия Великого, 1866, инж. М. Калитович) и Церковь Рождества Богородицы (построена в 1791 году, перестроена в 1881 г., автор не установлен). Первая церковь поставлена у дороги, вторая – на берегу р. Ояти. Между двумя церквами расположена хозяйственная постройка, современная церковь Смоленской Богоматери. С запада на территории памятника расположено кладбище с историческими и современными захоронениями и мемориалом репрессированному вепсскому населению в 1937 году. Также с запада территорию объекта культурного наследия ограничивает историческая каменная ограда. Винницкий погост окружён с запада и востока жилой застройкой.

В 1791 году на берегу реки Оять была выстроена деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы с трёхъярусной колокольней. В 1881 году церковь поновили, первоначальные объёмы при ремонте были сохранены. Сохранилось изображение этой церкви (см. Историческая иконография, илл.7). Церковь согласно страховой описи 1910 года описывается так: «… церковь на каменном фундаменте снаружи обшита тёсом…, внутри обтянута холстом, покрыта железом, окрашенным зелёной краскою. Длина церкви, считая и колокольню 13 саж., наибольшая ширина 3 саж. 2 ½ арш., высота главного сруба до основания шатра – 3 саж. 2 ½ арш….церковь без отопления. Колокольня в 3 яруса, общею высотою в до верха карниза 8 саж». Во второй половине ХХ века было множество перестроек церкви, и разновысокие объёмы церкви – алтарная часть, центральный четверик, над которым возвышался восьмерик с шатровым завершением, трапезная и притвор с колокольней были разобраны до одного уровня, и подведены под заново устроенную крышу под единый конёк. Сохранился только объём граненой апсиды. Здание нуждается в реставрации.

В 1867 году в 50-ти метрах севернее церкви Рождества Богородицы, у самой дороги строится зимняя церковь им. Василия Великого: «…деревянная на каменном фундаменте, снаружи обшита тёсом…, внутри ошпаклевана и покрашена масляною краской… длина церкви 13 саж., наибольшая ширина – 5 саж. 1 аршин., на церкви имеется пят глав и одна глава над алтарём, церковь отапливается тремя железными печами». В фондах ЦГИА СПб обнаружены чертежи этой справки, которые впервые вводятся в научный оборот в этом исследовании. Чертежи были исполнены в 1866 году губернским инженером М. Калитовичем. (см. Историческая иконография, илл. 3-6). Описание церкви совпадает с чертежами, и по ним можно с уверенностью сказать, что сохранившаяся вторая церковь на погосте атрибутирована неверно: в печатных источниках и нормативно-правовых актах этот памятниках указывается как церковь Смоленской Божией Матери, а церковь Василия Великого считается утраченной.

В Винницком погосте бала ещё одна церковь: Смоленской Богоматери, и по материалам Археологического общества 1914 года, это может быть Никольская церковь 1882 года постройки, перенесённая из Паданской пустыни в конце XIX века в Винницы и переосвященная в церковь Смоленской Божией Матери. Церковь на 1910 год описывалась так: «деревянная на каменном фундаменте, обшита тёсом и покрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зелёною масляною краскою. Длина церкви, считая о колокольню – 7 ½ саж., наибольшая ширина – 2 ½ саж., высота до потолка – 2 саж., на церкви имеется одна глава, …церковь без отопления, … колокольня в один ярус, общею высотою до верха карниза – 3 саж.». Никольская церковь в Винницах была выстроена в конце XVII – нач. XVIII века на подобие Никольской церкви в с. Уйме (1708 г., см. Историческая иконография, илл. 14-15 ). Многоскатные церкви были распространены на территории Обонежской пятины в XVII – начале XVIII вв. Историческое местоположение церкви Смоленской Божией Матери неизвестно. В настоящее время вместо утраченной церкви в 2007 году выстроена многоскатная церковь Смоленской Богоматери, в формах, напоминающих древние церкви.

Окончательно ансамбль Ильинского погоста (Винницкого) сложился к концу XIX в. В 1881-1882 году территория погоста была обнесена оградой на каменном основании. К 1910 году были выстроены: ворота ограды, библиотека-читальня с церковной сторожкой (1901 г.), дом-школа (1895 г.), дом священника (1896 г.), дом дьяка (1910 г.), церковноприходская школа (1899 г.), проскурня и др. К погосту было приписано 16 часовен, в 16 деревянных приходах. К настоящему времени сохранилось только две церкви, фрагмент ограды и историческая хозяйственная постройка неизвестного назначения.

В 1937-1939 гг. церкви были закрыты, во второй половине XХ в. церковь Рождества Богородицы использовалась как склад зерна. Дата утраты Смоленской церкви неизвестна. Объект культурного наследия регионального значения «Погост с двумя церквями и оградой» в настоящее время имеет в своём составе две церкви: Смоленской Богоматери (1882 г. постройки согласно нормативно-правой документации, и неверно атрибутирована: это церковь Василия Великого, 1866, инж. М. Калитович) и церковь Рождества Богородицы (построена в 1791 году, перестроена в 1881 г., автор не установлен). Первая церковь поставлена у дороги, вторая – на берегу р. Ояти. Между двумя церквями расположены историческая хозяйственная постройка и современная церковь Смоленской Богоматери.

С запада на территории памятника расположено кладбище с историческими и современными (XX в.) захоронениями и современным мемориалом репрессированному вепсскому населению в 1937 году. Также с запада территорию объекта культурного наследия ограничивает историческая каменная ограда. Винницкий погост окружён с запада и востока жилой застройкой. Восточнее границы объекта культурного наследия по берегу р. Ояти располагаются исторические бани. Со стороны западной границы участка – постройки более современные, предположительно XX в. Севернее исторической дороги, проходящей через с. Винницы, на небольшом холме расположен небольшой комплекс исторических изб. Расположение Винницкого погоста в котловине, а не на возвышении не умаляет его важного значения (как основного композиционного ядра) в планировочной структуре села Винницы.

Завершающие главки церкви Смоленской Божьей Матери (Василия Великого) утрачены, а церковь Рождества Богородицы сохранилась только в своем основном прямоугольном в плане объеме: утрачены колокольня над входной зоной и шатровый объем, увенчанный луковичной главкой над центральной частью церкви. Таким образом следует отметить, что все высотные доминанты погоста в настоящее время утрачены. Так как найдены и впервые введены в научный оборот исторические чертежи церкви Смоленской Божьей Матери (Василия Великого), а по церкви Рождества Богородицы имеется достаточно убедительная историческая фотография и описание с размерами из церковной описи 1910 г. (фонды РГИА), для вышеназванных объектов культурного наследия рекомендуется реставрация с научным воссозданием всех утраченных объемов.

Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения: «Погост с двумя церквями и оградой, XVI-XIX вв: Церковь Смоленской Богоматери 1882 г., Церковь Рождества Богородицы 1791 г.», расположенного по адресу Ленинградская область, Подпорожский муниципальный район, Винницкое сельское поселение, с. Винницы, ул. Советская, д. 35а.

https://voopik-spb.ru/files/PZO/27.%20ПЗО%20Том%201%20Погост%20Винницы.pdf

Посвящение

Свт. Василий Великий

Дни памяти: 1/14 января, 30 января/12 февраля

Святой Василий Великий с раннего детства был наставлен в Христовой вере своими благочестивыми родителями и бабушкой. Отец же учил его еще и светским наукам. Имея замечательные способности и большое усердие к занятиям, Василий учился весьма успешно и при этом проводил чистую и богоугодную жизнь.

С ним вместе учился святой Григорий Богослов. Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, — и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда.

Святой Василий глубоко изучил мирские науки, но они не могли насытить его ум, искавший высшего Божественного озарения; поэтому он отправился в Египет, где жило много христианских подвижников, чтобы у них научиться тому, что истинно полезно для ума и для сердца. Проведя среди святых отцов год и поучившись у них словом и делом, Василий роздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. Когда епископ крестил его, внезапно спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо. Стоявшие же на берегу, увидя это, вострепетали и прославили Бога.

Вскоре святой Василий был посвящен в диаконы, а затем в священники и все силы и время стал отдавать своим пастырским заботам. Но прошел год, и по воле Божией Василий удалился в суровую пустыню. Там он проводил жизнь в крайних лишениях, терпя голод и холод, проводя дни в молитвах, трудах и чтении Священного Писания. В пустыню к нему приехал и с ним вместе подвизался любимый друг его Григорий Богослов. Василий и Григорий хотели так прожить всю свою жизнь.

Но Господь судил иначе. Пришло время, когда оба они, Василий и Григорий, должны были покинуть пустыню, чтобы защищать Церковь от еретиков, от тех, кто ложно учит о Боге. Василия посвятили в архиепископа Кесарийского, и он стал, управляя Церковью, мужественно бороться за святую веру Христову.

Святитель Василий молился Пресвятой Богородице, чтобы гонитель и губитель христиан царь Юлиан Отступник не вернулся живым с войны, и по велению Матери Божией святой великомученик Меркурий убил врага Христова.

Когда царь-еретик Валент пытался ласками и угрозами отклонить святителя Василия от православия и судья уже грозил Василию смертью, он отвечал:

“Что же? Пусть я пострадаю за истину и освобожусь от телесных уз; я давно желаю этого”.
И так царь узнал, что святитель Христов угроз не боится, что убеждения его нельзя изменить и что сердце его непреклонно и твердо.

Когда о святом Василии услышал преподобный Ефрем Сирии, живший в пустыне, то стал молить Бога о том, чтобы Он показал ему, каков есть Василий. И вот однажды, находясь в состоянии духовного восторга, он увидел огненный столб, глава которого доходила до неба, и услышал голос, говоривший: “Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столб, таков и есть Василий”.

Святитель Василий был и поныне есть великий учитель всех христиан, он написал много книг, в которых изложил истинное учение о Боге, объяснил премудрое устройство Богом всего существующего и дал правила и уставы, многие из которых действуют и поныне. Откровением Божиим святитель Василий составил чин Божественной литургии и несколько других молитв.
Он был милостив к бедным, молитвою исцелял больных, изгонял бесов и совершил много великих чудес.

Когда святой Василий умер, не только христиане, но и неверные толпами устремились на улицу и настойчиво теснились ко гробу почившего святителя. На погребение Василия собрались многие архиереи и, воспев надгробные песнопения, похоронили тело великого угодника Божия в церкви, восхваляя Бога, Единого в Троице, Ему же слава вовеки. Аминь.