Церковь Петра и Павла в д.Вороново (Тюнев Посад)
В 2021 году силами добровольческого проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» в храме начали противоаварийные и консервационные работы.
12 июля 2021 г. на Престольный праздник впервые с 1927 г. отслужена Божественная Литургия, за которой молились местные жители и добровольцы-участники экспедиции. Их же тщанием собраны средства на написание новой храмовой иконы, размещенной в тот же день в притворе.
В 2022 году были продолжены противоаварийные и консервационные работы:
– установлены силовые леса;
– удалена большая часть засыпки с потолочного перекрытия молельной части;
– укреплено потолочное перекрытие;
– демонтирована ветхая кровля;
– перекрыты ондулином молельная часть и дыра от печной трубы на алтарной кровле;
– выровнена геометрия крыльца;
– установлены стойки под стену между алтарем и молельной частью;
– усилены дверные створки оригинальных дверей южного входа;
– установлены временные ступени у северного и южного входа;
– окошена и расчищена от мусора территория вокруг храма.
Священник Николай Михайлович Землянский в 1883 году местонахождение своего прихода описывал так: «Тюнев Посад находится в 180 верстах от Петербурга, в 30 верстах от Новой Ладоги, в 2 верстах от почтовой станции Шахново, подле Вороновской станции вновь открытого Свирского канала Александра III. Село расположено по берегам реки Вороновки и двух Свирских каналов. В просторечии село называется Усть-Воронова, ибо стоит при устье Вороновки».
Церковный приход в селе Тюнев Посад – один из молодых приходов Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии – основан в 1865 году. Образовался он из деревень, исстари входивших в соседний Рождественский Вороновский приход, расположенный в 5 верстах от Тюнева Посада.
Среди прихожан были обрусевшие финны. Прихожане занимались рыбной ловлей, тягой судов лошадьми на каналах, заготовкой и сбытом дров и леса.
Начиная с 1861 года, местные жители, активно занимались вопросами, связанными с получением разрешения на постройку деревянной Петропавловской церкви вместительностью на 450-500 человек. Изначально новая церковь должна была относиться к Вороновскому погосту, но крестьяне настойчиво просили свой отдельный приход. Так, 26 марта 1861 г., было подписано соглашение с государственными крестьянами о постройке церкви. Именно будущие прихожане выбрали понравившийся проект церкви из числа типовых, представленных им.
В Акте от 29 июля 1861 г. описано место, выбранное под строительство церкви: «… в деревне Тюнев Посад, находящейся на мысе, омываемым с запада Ладожским озером, с востока – Свирским каналом, с юга – рекой Воронежкой, в 8 саженях от уклона канала между домами Тимофея Денисова, вдовы Аксиньи Богдановой, Тимофея Щёпотева и Василия Антипова». Место это именовалось Носок.
Управляющий Петербургской палатой государственных имуществ был против этого участка земли из-за нахождения на нём четырёх крестьянских жилых домов. Крестьянам же это место очень понравилось по ряду причин, поэтому они были против другого, а дома обещали перенести на новые места. В 1862 году все перечисленные крестьяне согласились отдать свои места под застройку церкви, перенесли дома.
Строительство Петропавловской церкви было начато в августе 1866 года, а к январю 1868 года она уже стояла под крышей. Иконостас писал тихвинский мещанин А.К. Шауров. Построена церковь тщанием прихожан и на пожертвования благотворителей по сборной книжке. 9 сентября 1873 г. её освятил благочинный Лев Фёдорович Быстреевский.
В церкви хранился образ Петра и Павла в серебряной ризе, с позолоченными венцами, купленный прихожанами и особенно уважаемый рыболовами, которые отправляясь на ловлю рыбы, брали его на суда для служения молебна. За 425 рублей было куплено Евангелие в лист с украшениями из серебра.
В день Петра и Павла проходил крестный ход в Тюнев Посад и две соседние деревни, а 8 июля, в Заостровье и Шурягскую Ёлохову, в память о падеже скота.
Причт Петропавловской церкви по штату сперва состоял из священника, псаломщика (дьячка) и пономаря, а после закрытия в 1876 году пономарской вакансии – из священника и псаломщика.
Первый приходской священник – Алексей Ильич Велитский (1842–…) – служил в 1865-1868 годах, наблюдал за постройкой храма.
Трагично сложилась судьба последнего дореволюционного настоятеля Петропавловской церкви – священника Петра Петровича Григорьева (1891–1937). Родился он в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1912 году, по окончании Петроградской духовной семинарии, его определили учителем Хлупинской церковно-приходской школы Лужского уезда. 22 августа 1913 г. был переведён священником к Петропавловской церкви Тюнева Посада, а 15 сентября этого года – рукоположен во священника. Состоял законоучителем при земских школах – Усть-Вороновской с 1913 и Шурягской с 1914 года.
29 августа 1914 г. в семье Григорьевых родилась дочь Вера. Были ли ещё у них дети, установить пока не удалось. После революции 1917 года П.П. Григорьев продолжал исполнять обязанности священника Петропавловской церкви и в 1918 году заполнил её последнюю метрическую книгу. 16 января 1919 года был мобилизован в тыловое ополчение, но по приговору прихожан – освобождён.
18 августа 1937 г. протоиерей Пётр Петрович Григорьев был арестован и 29 сентября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области приговорён по ст. 58 п. 9, 10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
Его жена, Пелагея Николаевна Григорьева, родилась 8 октября 1894 г. в Санкт-Петербурге. Занималась домашним хозяйством. Как и её муж, пострадала за веру и через две недели после его ареста, 1 сентября 1937 г. была арестована. 29 сентября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области приговорена по ст. 58 п. 9, 10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания.
Пётр Петрович и Пелагея Николаевна Григорьевы расстреляны 4 октября 1937 г. в Ленинграде.
В годы репрессий, кроме батюшки и матушки Григорьевых, за веру пострадали члены церковной двадцатки – работники рыболовецкого колхоза «Заря коммуны». Они проходили по делу П-62165 как участники контрреволюционной группы церковников и 29.09.1937 г. Особой тройкой УНКВД Ленинградской обл. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.
О Петропавловской церкви известно, что сначала с неё убрали главу с крестом и колокольню. Позже в церкви выполнили перестройку разноуровневой кровли – выровняли её в одну линию по уровню самой низкой её части – алтаря и работы по её переоборудованию – установили кинобудку, скамьи и прочее. Так в Вороново появился клуб, в котором устраивали танцевальные вечера и показывали кинофильмы. Многие местные пионеры, комсомольцы и взрослые выступали на сцене клуба, участвуя в различных праздничных мероприятиях. В 1980-х годах, из-за сократившейся численности населения в Вороново, клуб закрыли.
Современная история храма. В 2010-е годы местными жителями по благословению и при поддержке протоиерея Виталия Фонькина, благочинного Волховского района, перед храмом установлен поклонный крест, восстановлена часть утраченной церковной ограды.
16 сентября 2019 года краеведами Ириной Трошиной и Татьяной Степановой в газете "Провинция. Северо-Запад" опубликована статья: "История церковного прихода Тюнев Посад: зарождение и закат", в том числе, привлекающая внимание неравнодушного читателя к задаче сохранения храма и возрождения приходской жизни в нем.
Исторические сведения приводятся по статье Ирины Трошиной и Татьяны Степановой: "История церковного прихода села Тюнев Посад: зарождение и закат" при поддержке РОО ИКЦ «Воронега»
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Празднование: 12 июля
Святой апостол Петр происходил из маленького палестинского городка Вифсаиды, у него была жена и дети, он кормил семью рыболовством. Святой апостол Андрей Первозванный был его родным братом, он и привел Петра к Иисусу. И тотчас святой Петр возгорелся любовию к Господу, уверовав в Него как истинного Христа, посланного Богом на спасение мира.
Святой апостол Петр не отлучался от Господа и был очевидцем многих великих чудес Его, ясно указывавших на Христа как Сына Божия. И когда Иисус спросил учеников, за кого они почитают Его, СимонПетр, отвечая, сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне (то есть на вере) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Имея такую веру, апостол Петр, когда Иисус шел пешком по морю, сказал: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! Спаси меня». Иисус тотчас простер руку, поддержал его и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?»
Господь, избавивший святого апостола от потопления, избавил его и от маловерия, когда сказал ему: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя».
Вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Петр удостоился видеть на Фаворской горе открытую им славу преображения Господня.
Хотя Бог и попустил апостолу Петру впасть в тягчайшее согрешение – трижды отречься от Христа, Господа нашего, но Петр искренно, с горькими слезами раскаялся, и Господь простил его, а потом и восстановил в апостольском достоинстве.
Воскреснув из мертвых, Христос явился Петру первому из всех апостолов, а по вознесении Спасителя Петр, как верховный среди апостолов, явился первым учителем и проповедником слова Божия. При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. В Иоппии он воскресил умершую девицу Тавиву. Не только руки и слова его были чудодейственны, но и самая тень его подавала исцеления, так что выносили больных на улицы, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них. А когда царь Ирод схватил его и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то Ангел Господень ночью разрешил его от оков и освободил из заключения.
Святой апостол Петр прошел многие страны, благовествуя всем народам, подкрепляя проповедь бесчисленными знамениями и чудесами.
Наконец явился апостолу Петру Ангел Господень и сказал: «Петр! Приблизилось время твоего отшествия из этой жизни. Тебе должно идти в Рим, где, претерпев крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа».
Возблагодарив Бога, святой Петр отправился в Рим. Там он был схвачен слугами злочестивого императора Нерона и распят на кресте головой вниз. Претерпев великую муку, апостол Господень святой Петр предал непорочную душу свою в руки Божий.
Святой апостол Павел, прежде апостольства называемый Савл, происходил из знатной еврейской семьи. Он основательно изучил закон отцов, сделался великим приверженцем его и присоединился к фарисеям строгим ревнителям всего отечественного, наружно благочестивым.
В то время в Иерусалиме и в окрестных городах и странах святые апостолы благовествовали о Христе, но Савл, как и все почти фарисеи, ненавидел апостолов и даже слушать их не хотел, а Господа Иисуса Христа хулил. Он одобрял убийство святого апостола Стефана, своего родственника, а затем принял участие в великом гонении на Церковь в Иерусалиме, хватая верных и отсылая их в темницы. Наконец он отправился в Дамаск, чтобы и там, кого найдет верующих во Христа, связав, приводить во Иерусалим.
Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Савл встал и с открытыми глазами никого не видел; и повели его за руку и привели в Дамаск; и три дня он не видел, и не ел, и не пил, а только молился.
В Дамаске в то время был святой апостол Анания, которому Господь, явясь в видении, повелел крестить Савла. Анания пошел и вошел в дом, и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». И вдруг Савл прозрел; и, встав, крестился, и исполнился Духа Святого, посвящающего его в апостольское служение, и переименован был из Савла в Павла, и тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
Павел был величайшим апостолом Христа и учителем Церкви. Сохранилось четырнадцать его посланий, исполненных Духа Святого и входящих в Новый Завет. В одном из них святой апостол пишет о себе: «Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. ...Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех Церквах».
Господь, утешая Своего апостола и укрепляя его на подвиги, показал ему небесное блаженство, которого человек никогда не видел, и слышал он там неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать.
Пройдя многие страны, озарив светом веры многие народы и провидев свою страдальческую кончину, апостол Павел писал своему ученику, святому апостолу Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым подвизался, путь свой совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия».
Римский император Нерон, убивший святого апостола Петра, убил и апостола Павла, приказав отрубить ему голову мечом.
Так скончался избранный сосуд благодати Христовой, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и райской красоты, удивление ангелов, великий подвижник и страдалец, святой верховный апостол Павел.
Из Петербурга по Мурманскому шоссе (трасса М18) около 145 км (с пересечением рек Волхова и Сяси, через город Сясьстрой), затем на развилке свернуть на левую дорогу (Мурманское шоссе остается справа) и проехать по ней 12 км.