Аварийное

Храм Вознесения Господня в Пияле

Регион
Архангельская область
Район
Онежский
Деревня
Пияла
Координаты
63.433242, 39.07237
Состояние
Аварийное
Описание

Деревянная церковь на подклете, обшитая тесом, построенная в 1654 г. Крестообразный в плане шатровый храм с боковыми прирубами, перекрытыми двухъярусными бочками с главками. Западная трапезная с Флоро-Лаврским и Рождество-Богородицким приделами сооружена в 1882 г.

Рядом с храмом находится колокольня., расположенная на высоком берегу р. Онега (севернее от входа в церковь и ближе к реке). Конструкция основного сруба представляет собой два яруса, шестигранных в плане, с поворотом верхнего на 30°. Выше находится ярус звона и купол со шпилем. В углах верхнего сруба, на всю его высоту и выше, в ярусе звона, установлены 6 столбов. Центральный столб опирается на балки и пол третьего «этажа» и переходит в шпиль. Внутри колокольня имеет четыре перекрытия (не считая первого пола). Нижний ярус разделен на два не сообщающихся помещения. В четырех стенах прорублены щелевидные окна. Лестницы сохранились с нижнего яруса до яруса звона; утрачено несколько ступеней.

 

 

История

Одно из первых упоминаний об этом месте относится к 1556 году, когда
о Пияле пишут Яков Сабуров и Иван Кутузов своей книге «Сотная (грамота) 1556 года на Турчасовский стан Каргопольского уезда». На тот момент в «волостке Пияла» находилось 10 деревень, с общим количеством дворов – 49.

Деревни: Оченга, Олутинская,Тироновская, Шугутовская, Тонконоговская, Кастка, Пачепелда, Хачела, Олутинская, Михеевская.

Основными занятиями жителей были: сельское хозяйство, отхожие промыслы и ткачество. Так же здесь находился соляной промысел, принадлежащий Соловецкому монастырю в XVI веке. Этот факт, по мнению историков, объясняет богатство прихода, в особенности – убранство Вознесенского храма в то время.

Пияла в то время представляла собой куст деревень, расположенных на обеих сторонах реки Онеги.

Церкви Вознесенская и св.Климента, папы Римского, находились в деревне Погост (Погостская). Рядом находились деревни Чешьюгская (в ней был поставлен крест, подобный кресту в Крестном монастыре на Кий-острове, в память пребывания в этой деревне патриарха Никона) и Филяевская.

На другом берегу – Хачельская, Пачепелдская (где из часовни была устроена Михаило-Архангельская церковь), Ковкульская и Коловангская.

Известно, что на средства местных жителей в этих деревнях были установлены часовни:

- в честь положения ризы Богоматери,

- в честь великомученницы Варвары,

- в честь великомученника Георгия,

- в честь святых апостолов Петра и Павла.

Где находились эти часовни, в настоящее время определить не представляется возможным.

Всего на конец XIX века здесь проживало полторы тысячи человек, и общее количество дворов было 295.

Церковь Вознесенская, с приделами св. мучеников Флора и Лавра и Рождества Пресвятой Богородицы, и однопрестольная церковь св. Климента, папы Римского, были поставлены в XVII веке. Старшая из них – шатровая Вознесенская, 1654 года постройки. Позже, в 1685 году, была возведена Климентовская церковь.

Ансамбль храмов в Пияле – Вознесенская церковь (слева), Климентовская (справа) и колокольня.

Известно, что Вознесенская церковь была отремонтирована в 1882 году на средства петербургского купца Михаила Чебарова. Чуть позже, в 1890 году, Климентовскую церковь правили благодаря средствам крестьянина Петра Малыгина. В это же время существовавший в Вознесенской церкви придел Зосимы и Савватия был перемещен в храм святого Климента. 

Когда-то Вознесенская церковь входила в так называемый тройник – классический для Русского Севера ансамбль, куда входят два храма, зимний, летний и колокольня.

Климентовский храм был зимним (т.е. тёплым). Первый сгорел в 1561 году, неоднократно возобновлялся после пожаров. Последняя, известная нам, Климентовская кубовая церковь, построенная в 1685 году, была утрачена в советское время.

Не менее интересной является колокольня, возведённая в 1700 году. Колокольня Вознесенской церкви – это шестерик на шестерике. Шестерики вообще нечасто встретишь на Русском Севере, а уж ярусную конструкцию на такой основе – тем более. 

Вознесенская церковь примечательна во многих смыслах, но одно из главных её достоинств – это высотность. До основания креста её высота – 44 метра.

Глядя на этот храм, нельзя не вспомнить слова Генриха Павловича Гунна, «поэта» архитектурного наследия и ценителя Севера: «Стройность пияльской церкви изумительна, ее архитектурное решение подчинено единому замыслу создать ощущение взлета ввысь – идея шатрового зодчества выражена здесь с максимальной отчетливостью… Вознесенская церковь замечательна тем, что являет собой дальнейшее развитие шатрового зодчества, доведение его форм до классической завершенности».

Храм  Вознесения в Пияле – один из самых старых образцов шатрового зодчества, сохранившихся на реке Онеге.

Внутри храма сохранилось основание иконостаса без икон. Вот что про  него пишет знаменитый искусствовед Татьяна Михайловна Кольцова: «Пияльский праздничный чин конца XVI века выделяется в онежском иконописном наследии необычайно тонкой манерой письма, крепким рисунком, продуманными, изысканными композициями».

Так же Татьяна Михайловна указывает на одну интересную особенность, появившуюся в XIX веке. «В двухъярусных иконостасах придельных храмов Вознесенской церкви деревни Пияла отсутствовал традиционный деисусный чин, уступая позицию праздничному. А в иконостасе главного престола того же храма в составе третьего ряда (после местного и деисусного) собрали все имеющиеся иконы, подходящие по размеру: и праздники, и образы пророков. В описях конца XIX в. этот ряд описан так: «Образы различных божественных происшествий»».

После закрытия храма в ХХ веке, многие иконы оказались в собраниях советских, потом российских музеев. Это более 70 икон XVI-XIX века, резные царские врата с сенью 1800 года, образцы художественной резьбы иконостасов XVII-XIX века. Большинство из них хранится в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств, ряд произведений в Государственном Эрмитаже и Соловецком музее-заповеднике. Удивительно, что в самом храме почти полностью сохранились замечательные «небеса» созданные на средства прихожан в 1811 году «радением крестьян Пияльского прихода».

Восьмигранная композиция «неба» представлена изображением семи Архангелов и распятием на восточной радиальной грани, в центре – новозаветная Троица. На четырех угловых треугольных гранях – символы евангелистов.

Благодаря неравнодушным местным жителям, в частности Любови Николаевны Сусевой, храм и колокольня находятся в удовлетворительном состоянии. Кроме того, в Пиялу несколько раз приезжали экспедиции проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» для поддержания храма и территории в приемлемом состоянии. Храму необходима реставрация. Отрадно, что в  2017-2019 годов, по заказу Министерства культуры РФ, были проведены работы по реставрации и усилению фундамента колокольни. Была проведена замена сгнивших венцов в рубленых стенах, устроен новый настил полов, крышу покрыли тесом в два слоя. Обновили крыльцо и воссоздали утраченные декоративные детали фасадов художественной объемной резьбы.

Посвящение

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо (Деян.1,1–12; Мк.16,9–20; Лк.24,36–53). Этот день всегда приходится на четверг 6­й седмицы после Пасхи.

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни –
на небо.

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место, равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но пребывает «никакоже отлучаяся» от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества.

Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова. Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле.

«Вознесся на небо Тот, Который вмещал небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет, но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется. И действительно, никто не сможет вознестись на небеса, кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад, кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к родственному и соединяется с родственным, а не родственное отвергает».

Святитель Николай Сербский (†1956)

 

Краткое описание маршрута

На машине: с а/д Р-1 "Каргополь - Онега" свернуть в село, церковь находится на берегу реки. 
Поездом до станции "Плесецкая", далее через пос. Савинский по дороге вдоль реки Онега..