Законсервировано

Храм Смоленской иконы Божией Матери д. Малая Шалга

Регион
Архангельская область
Район
Каргопольский
Деревня
Малая Шалга
Координаты
61.551736, 39.282459
Состояние
Законсервировано
Описание

Церковь Малой Шалги построена в формах позднего классицизма и является почти точной копией каменного Покровского храма, расположенного неподалеку, в деревне Большая Шалга. Над основным объемом сооружен невысокий восьмерик, перекрытый восьмигранным куполом. Над углами четверика установлены небольшие изящные главки, которые подчеркивают пирамидальную композицию храма. Судя по единству композиции, колокольня была срублена одновременно с церковью. Живописное расположение храма подчеркивается окружающим его густым лесом. 

В 2013 году участники экспедиции проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» укрепили стропильную конструкцию крыши над алтарем, над поврежденными участками была возведена консервационная кровля. В алтаре был отремонтирован и укреплен пол. Также были расшиты от досок окна, находящиеся под куполом храма. Вместо досок волонтеры затянули оконные проемы плотным армированным полиэтиленом, который пропускает свет. Участники экспедиции привезли и передали в дар храмовую икону Смоленской Божией Матери, а также 12 Праздничных икон, которые были установлены в иконостасе.

Во время расчистки храма были найдены серебряные с позолотой богослужебные сосуды, в том числе Чаша. Предметы были завернуты в аналойную накидку и спрятаны между иконостасом и алтарной перегородкой. Никем не замеченный, сверток 76 лет пролежал под почти метровым слоем мусора.Всего было найдено шесть богослужебных предметов – Чаша, дискос, звездица, лжица, две тарели. Найден также священнический красный пасхальный поруч.

10 августа 2013 года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в храме состоялась Божественная Литургия, которую совершил игумен Феодосий (Курицын), настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в д. Казаково Каргопольского района. Сослужил ему клирик Московского храма в честь святителя Митрофана Воронежского, иерей Димитрий Николаев. Литургия служилась на вновь обретенной Чаше.

Впервые после закрытия храма в 1930-х годах был совершен крестный ход.

В 2022 г. командой проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера" были проведены противоаварийные и консервационные работы.

Были выполнены следующие работы:

– территория вокруг церкви расчищена от деревьев, представлявших аварийную опасность для здания;

– проведена уборка внутри церкви;

– расчищены завалы обрушенного портика, сохранившиеся элементы конструкций и декора складированы в церкви;

– нарушенные фрагменты обшивки на северном фасаде закреплены на исторических местах;

– укреплены ослабленные элементы стропил кровель церкви;

– восстановлены полицы уровня звона колокольни;

– проведена консервация нарушенных участков кровель;

– металлические кровли расчищены от листвы и мусора, покрыты антикоррозионной краской;

– на куполе установлен крест;

– отслужена Божественная литургия настоятелем Александро-Ошевенского монастыря игуменом Феодосием (Курицыным).

 

История

Шесть деревень Малой Шалги компактно располагались вдоль Шенкурского тракта. Современная дорога на Няндому спрямлена, и эти деревни остались в стороне от нее.

В XVI-XVII веках эта небольшая округа именовалась ЛичковаШалга, возможно, по имени одного из первопоселенцев. Своего погоста в волостке не было. В середине XVIII века волость называется Малой Шалгой, появляется погост и складывается свой приход.

Две деревянные церкви, Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевская) и великомученика Мины, были построены в 1778 году. В 1830 году обе церкви сгорели от молнии. В 1835 году на их месте построили деревянную одноэтажную Смоленскую церковь с двумя теплыми приделами: святого пророка Илии и великомученика Мины. 

Священники: Александр Георгиевич Преображенский (1902-1907), Ювеналий Иванович Петров (1908, 1914), Владимир Иванович Савойский (1918, 1922), Федор Никитин (1926).

Церковь была закрыта не позднее 1930-х годов.

Посвящение

Смоленская икона Божией Матери

Празднование: 10 августа

Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия, была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. С тех пор этот образ стал одним из наиболее почитаемых в Православной Византии и долгое время хранился во Влахернском храме в Константинополе.

 В 988 году свет христианской веры воссиял и над Русской землею, которая поистине стала «домом Пресвятой Богородицы». В знак великой милости Божией Матери к новопросвещенной стране многие Ее чудотворные иконы были впоследствии обретены на Святой Руси.

 По внушению Божию, византийский император Константин IX Мономах (1042­1054), отдавая свою любимую дочь Анну в супруги русскому князю Всеволоду Ярославичу, благословил ее в путь чудотворной иконой Одигитрией, которая сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Константинополя в Черниговское княжество (поэтому икона получила название Одигитрии, то есть Путеводительницы). Князь Владимир Мономах, сын Всеволода Ярославича, был мудрым и дальновидным государственным деятелем. Он стал миротворцем родной земли. Не надеясь на немощные человеческие силы, князь Владимир Мономах обратился за помощью к Пресвятой Богородице, чтобы Она направила его на правый путь. С великим торжеством он перенес чудотворную икону Одигитрию из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы (основан им в 1101 году). С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. С помощью Божией благочестивый князь Владимир Мономах смирил непокорных удельных князей и, став великим князем Киевским, установил на Руси мир и спокойствие.

 В 1238 году, во время нашествия на Русь диких монголо­татарских полчищ Батыя, один из их отрядов неожиданно вторгся в Смоленскую землю, что грозило княжескому городу полным уничтожением. Жители Смоленска с горячей молитвой обратились к чудотворному образу Божией Матери Одигитрии и, подобно жителям Ниневии, наложили на себя строгий пост и слезно каялись, исповедуя свои прегрешения. Богоматерь призрела на их моления и даровала городу спасение через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия, который защитил жителей города.

 Еще не было окончательно сброшено татаро­монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей, и чудотворная икона Одигитрии оказалась в руках инославных. По Промыслу Божию, вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398­1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. Жители Москвы сразу же почувствовали благодатную силу, исходившую от древней святыни, и благоговейно поклонялись ей более полувека. Но Матерь Божия благоволила вернуться в Свой соборный храм Успения в Смоленске, чтобы там покровительствовать православным людям, притесняемым латинскими миссионерами и литовскими князьями. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. Милостью Божией и ходатайством Пресвятой Богородицы ради Ее иконы Одигитрии Смоленск в 1525 году вновь вошел в состав державы Российской. В память этого знаменательного события великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где совершался последний прощальный молебен перед возвращением чудотворной иконы в Смоленск. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 10 августа ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память возвращения Смоленска России.

 В 1812 году полчища Наполеона принесли на Русскую землю горе, страдания и бедствия. Чтобы святыня не досталась французам, епископ Смоленский Ириней (Фальковский) отправил древний греческий образ Смоленской Одигитрии в Москву, где чудотворную икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. И вновь Матерь Божия явилась защитницей Святой Руси. При оставлении русскими войсками Смоленска из башни над Днепровскими воротами был взят чудотворный список иконы Божией Матери Одигитрии, сделанный в 1602 году. Этот особо чтимый список воспринял благодатную силу древнего образа. Накануне Бородинского сражения икону носили в стане русской армии, и воины, взирая на нее с верою и надеждою, воодушевлялись уверенностью в победе. В день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери древний образ Смоленской Путеводительницы обносили вокруг Белгорода, Китай­города и Кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы чудотворная икона была взята в Ярославль, а после окончания войны 1812 года возвращена в Смоленск.

 Прошло немногим более столетия и вновь земля Русская подверглась опустошительному нашествию с Запада. В 1941 году гитлеровская Германия развязала ужасающую по своим масштабам и целям войну против нашей Родины. В который раз, как и прежде, на пути врагов стал Смоленск. Русская Православная Церковь, неизменно верная своему патриотическому долгу, духовно возглавила и вдохновила освободительную войну верующего русского народа. Молитвы миллионов верующих были вознесены к иконам Пресвятой Богородицы, в том числе –
к Смоленской. Матерь Божия невидимо покровительствовала русскому оружию и путеводительствовала защитников земли Русской к освобождению Отечества. В 1943 году в войне наступил решающий перелом и многострадальный Смоленск был вскоре освобожден.

 Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия – одна из наиболее чтимых святынь Русской Церкви.

 Списки с нее в изобилии распространены и в соборных храмах, и в приходских церквах и, особенно, в домах верующих.

 Пресвятая Богородица и поныне укрепляет притекающих с верою к Ее иконам, и Церковь воспевает к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, – утверждение! Радуйся, Одигитрия, христианам спасение!

Краткое описание маршрута

Храм находится примерно в 984 км от Москвы. Ехать по трассе М8 (Москва-Архангельск). После г. Вельск (713 км) нужно проехать еще около 69 км до поворота на Долматово (налево). От Долматово через Няндому – не доезжая до д. Казаково 10 км – поворот направо. Храм расположен в лесу, в 500 м от дороги, на окраине брошенной деревни. Альтернативный маршрут – поездом из Москвы до г. Няндома. От Няндомы до Каргополя ходят рейсовые автобусы. Их всего три : в 7.00, в 14.30 и в 22.30.

Адрес по данным реестра ОКН: Архангельская область, Каргопольский район, муниципальное образование «Павловское», дер. Большая Середка, в 200 м юго-западнее д. 4.