Удовлетворительное

Храм Преображения Господня в Турчасово

Регион
Архангельская область
Район
Онежский
Деревня
Турчасово
Координаты
63.1111, 39.24061
Состояние
Удовлетворительное
Описание

Преображенская церковь, построенная в 1786 году, поражает своими формами и размерами. В плане она представляет собой крест, выступающие части которого с севера, юга и запада крыты крупными бочками. Сам же четверик завершен кубом, на котором стоят на высоких шейках пять глав – четыре на ребрах куба и одна центральная. Алтарь увенчивает трехлопастная бочка - редкая форма завершения. 

Колокольня, построенная по принципу восьмерик на четверике, выглядит как крепостная сторожевая башня. Правда, этот образ искажается завершением – куполом и шпилем. А.В. Ополовников считал, что первоначальный верх был шатровым.

Четверик колокольни имеет дополнительное усиление нижних венцов.

 

История

Первым упоминанием поселения Турчасово считается документ XII века – Устав князя Святослава Ольговича 1137 года. Одна из версий происхождения названия имеет финно-угорские корни: «тур» – «башня», «час» – «дозор».

Турчасовский стан начался с укреплённого поселения, поставленного новгородцами для защиты своих торговых путей (главной «дорогой» в то время являлась река Онега).

Следующее летописное упоминание находится в царской грамоте 1533 года, где Турчасово уже обозначено как крупный стан Каргопольского уезда.

Турчасовский стан состоял из 48 волостей и был очень велик – простирался от Белого моря (охватывал всё побережье от Кеми до Онеги) на юг до знаменитой Усть-Моши (стрелка слияния рек Моши и Онеги). Сама Турчасовская волость состояла из 40 деревень.

Наибольшего расцвета Турчасово достигло во второй половине XVI-XVII веках, когда население его составляло около 1000 человек. Своим расцветом Турчасово обязано солеторговле и местоположением на пути из Поморья в Каргополь.

Остатки укреплённого городка находятся в районе нынешней деревни Острожной (Селягино, Целягино), где можно увидеть остатки Острожного холма.

Турчасово относилось к нижнеонежским приходам, расположенным от Ярнемы до Белого моря.

Турчасовский приход является одним из древнейших. Начало церковного строительства на его территории отражено в документах XVI века. Древние храмы Турчасова были разрушены в Смутное время.

Сейчас в Турчасово можно увидеть Преображенскую церковь и колокольню. Еще не так давно, до середины ХХ века, там был настоящий архитектурный ансамбль-тройник, вершина деревянного зодчества Поонежья.

Ансамбль расположен в центре села. Дома в северной части села ориентированы на улицу, идущую от пристани, а в южной – на реку.

Посвящение

Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф.17,1–13; Лк.9,28–36).

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16,15–16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф.16,22).

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий, дать им незыблемое свидетельство добровольности его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком­-либо возрастании его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, – молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно –
важнейший момент христианского учения о человеке.

Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение – залог Воскресения.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов – богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор по ­еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.

Краткое описание маршрута

Паром в Фехтальме на левый берег с дороги Онега-Плесецк. Либо переправа "по требованию" в д. Целягино.