Храм Николая Чудотворца дер. Ворзогоры Онежский район Архангельская область
Никольская церковь
Никольская (летняя) теплая церковь, датируется 1636 годом (перестраивалась в XIX веке). Является главной в Ворзогорском ансамбле - тройнике, в который так же входит соседняя с ней Введенская церковь и колокольня.
Никольский храм представляет собой несколько объёмов, протянувшихся с запада на восток - вход через небольшие сени в трапезную, потом основной (молельный объем), и алтарная часть.
Основной объем представляет собой высокий четверик без повала. Обратите внимание, что здесь мы уже видим два ряда окон, тогда как у соседней Введенской церкви только один ритмический ряд окон.
Крыт основной объём четырехскатной кровлей. Посмотрите наверх. На гранях и в центре установлены высокие многогранные барабаны с повалами, потом плавный переход от невысоких куполов к шейкам главок, и окончательно взгляд поднимается на крытые лемехом главки. Центральная главка несколько выше и больше остальных.
Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников и других частей церковных верхов.
С востока от основного объёма прирублен пятигранный алтарь, крытый бочкой с главкой.
В советское время храм использовался как складское помещение, главки были срублены (оставили только две, предположительно для целей навигации). Храм восстанавливается усилиями местных жителей и добровольческого проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера".
Сама история проекта "Общее Дело. Восстановление деревянных храмов Русского Севера" началась именно в Ворзогорах .
Однако Никольский храм до середины 19 века имел шатровое завершение, собственно как и стоящая рядом колокольня.
В настоящее время колокольня крыта невысоким куполом, шпиль утрачен. Сама постройка достаточно характерная для тройников Русского Севера - в основании высокий четверик, на него поставлен коротенький восьмерик, далее ярус звона с арочными проёмами. Это верхняя часть - позднейшие перестройки.
В советское время колокольня тоже сохранилась только благодаря её использованию как наблюдательной вышки.
Поставлен на охрану в 1998 году.
Село Ворзогоры
Одно из первых упоминаний Ворзогор, включавших в себя две деревни - Яковлевскую и Кондратовскую, приходится на 1556 год.
Тогда эта местность относилась к Каргопольскому уезду, имевшему весьма обширные границы -от Каргополя до Белого моря. В свою очередь уезд состоял из собственно Каргопольской и Турчасовской половины. Именно к последней, к северной (или нижней) части Турчасовского стана и относился до конца XVIII века Ворзогорский приход.
По духовному ведомству он имел новгородскую "прописку" и веру православную. Земли эти принадлежали монастырям, главным образом Соловецкому.
Но уже в конце XVII - начале XVIII века большая часть Соловецких земель отошла к Крестному монастыре, что был на Кий-острове.
В конце XVIII века Ворзогорские деревни становятся приписаны к новообразованному Онежскому уезду, и приход становится одним из древнейших в Первом благочинии Онежского духовного правления.
Само село состоит из 2х деревень - Кондатовской и Яковлевской. В прошлом такой тип поселения носил название “погост с деревнями”. Название села имеет собирательное неславянское наименование – с финно-угорского языка «вӧрзьӧдлытӧм вӧр» означает «нетронутый, девственный лес».
Интересно само место, где образовалось поселение Ворзогоры. Это не характерное для Поморья местоположение, ведь обычно такие поселения возникали в районе устьев рек, впадающий в море (можно вспомнить соседнюю Малошуйку или Нименьгу).
Но весьма удачно выбрано расположение - обратите внимание, что село находится на высоком мысу, вытянутом с востока на запад, высотой около 40 метров, откуда хорошо можно просматривать проходящие по морю суда.
Село Ворзгороы - яркий пример традиционного поморского поселения. Расположенное на Поморском берегу ( т.е. это берег моря от города Онеги до города Кеми), сохранил до нашего времени свою планировочную структуру.
Сам факт сохранения планировочное структуры поселения объясняется его достаточной труднодоступностью и изолированностью.
Планировочная структура села Ворзогоры обусловлена изолированностью поселения: с северной стороны его окружает Белое море, с южной — болото, образовавшееся на месте морского залива. Поблизости нет реки, как в большинстве других поселений Онежского Поморья, вдоль которой были бы выстроены дома, сенокосных угодий, хорошей пашенной земли, качественного строевого леса. Протяженность деревень порядка 2 км.
Ворзогорский тройник является доминантой села.
К погосту также относится дом псаломщика. Когда-то его дополняли ныне не сохранившиеся объекты: дом священнослужителя, церковная ограда, церковно-приходское кладбище.
Жилые дома Ворзограх представлены поздними постройками конца XIX – первой половины XX века. На начало ХХ века их было более 200. В настоящее время жилые дома с. Ворзогор представлены четырех и пятистенками на высоком подклете с 4-5 окнами по главному фасаду, крыши двускатные со светелками и без. Дома выстроены из сосны, способ рубки в «лапу» без остатка. Способ соединения жилой части и двора по типу «брус» - дом-двор “четырехстенок” на высоком подклете с типом соединения жилой и хозяйственной части. Традиционный цвет для покраски домов – желтый и голубой, использовался для компенсации цветовой и сенсорной недостаточности, в условиях длительной зимы.
Способ связи бревен в срубах избы с. Ворзогоры – “в лапу”, без остатка. Благодаря подобной технике рубки углов экономили строительный материал, а также облегчалась последующая обшивка жилой части. При этом хозяйственный двор мог рубиться и “в обло”, с остатком.
Характерным памятником жилой архитектуры является дом-двор Галины Андреевны Гуниной в д. Яковлевская, ему около 150 лет.
Одним из интересных деревянных объектов, связанных с общей исторической застройкой села, является амбар-магазея конца XIX – первой трети XX века, для хранения продуктов.
Магазея – одноэтажный сруб-шестистенок, вытянутый с востока на запад и расположенный вдоль дороги между двух деревень. Тип рубки – “в обло”. Постройка обшита строганным тесом. На южном фасаде – двустворчатая дверь с засовом и отверстием для кошки. На торцевых фасадах в верхних частях стен – щелевидные продухи.
Чрезвычайно ценно, что Ворзогоры сохранили свою историческую застройку и главное - все строения используются местными жителями по своему назначению.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских
Дни памяти: 19 декабря, 22 мая
Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и добрыми людьми. Они долго молили Бога, чтобы Он послал им сына. И Господь даровал им необыкновенного ребенка: едва появившись на свет, он начал творить чудеса. Во время крещения младенец три часа простоял в купели; по средам и пятницам он сосал молоко только вечером, по окончании молитвенного правила «на сон грядущим».
Когда мальчик подрос, он быстро научился читать, изучил Божественное Писание и прочел много духовных книг. Он избегал пустых разговоров и легкомысленных друзей, зато часто ходил в церковь.
Дядя Николая, епископ Патары, заметил, что племянник особенно благочестив, и посоветовал родителям отдать его на службу Богу. Они с радостью согласились, и скоро епископ возвел юношу сперва в диаконский, а затем в священнический сан. Когда он рукополагал Николая, то по наитию Святого Духа пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем печальных и помощником попавших в беду.
Иерей Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Когда умерли его родители, он раздал все свое наследство бедным.
В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошел до такой крайности, что ради денег решился своих красавицдочерей толкнуть на путь греха.
Услыхав о том, как он бедствует, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видал, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашел их – и никак не мог поверить своему счастью. Поблагодарив Господа, он выдал замуж старшую дочь и дал за ней богатое приданое.
Святой обрадовался и ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Господь устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна.
Когда иерей Николай тихо подошел к дому и кинул в открытое окно узелок, бедняк кинулся за ним, догнал и стал целовать его ноги, а святой заклинал его сохранить все в тайне.
Вскоре Николай отправился в Палестину поклониться святым местам. Когда корабль плыл вдоль берегов Египта, начался такой шторм, что никто уже не надеялся спастись своими силами и все просили Николая помолиться, чтобы Господь избавил их от смерти. Священник стал усердно молиться, и шторм утих. Но тут случилась новая беда: один матрос сорвался с мачты и разбился насмерть. И НиколайЧудотворец воскресил его своей молитвой.
На обратном пути из Палестины святой решил не возвращаться домой, где его все знали и почитали, а жить в какомнибудь чужом городе при храме как нищий. И он поселился в Мирах, главном городе Ликии.
В то время архиепископ Мир и всей Ликии Иоанн скончался. Епископы собрались, чтобы избрать его преемника, но никак не могли договориться между собой.
Наконец, когда они присоединили к усердной молитве пост, старейшему из них было видение —явился светлый Муж и велел ночью встать у церковных дверей и ждать того, кто первым придет в церковь: «Его зовут Николай, это и есть Мой избранник».
Святой Николай всегда просыпался в полночь и молился до тех пор, пока не наступало время идти к утрене. Он очень рано приходил в храм, и в то утро первым вошел в притвор. Епископ подошел к нему, взял за руку и узнав, что его зовут Николай, очень обрадовался, не сомневаясь, что перед ним указанный Божий избранник.
Став архиепископом, святой Николай был так же милостив ко всем, так же по своему обыкновению постился до вечера и не носил дорогой одежды.
Во времена гонений на христиан он проповедовал Христа и был за это посажен в тюрьму, где немало пострадал от голода и жажды. Когда на византийский престол вступил благоверный царь Константин, гонения прекратились, и святой Николай вернулся к своей пастве.
Святой участвовал во Вселенском Никейском соборе, на котором были утверждены догматы Православной веры и предан анафеме еретик Арий.
Однажды архиепископа Николая позвали в город Плакомату – утихомирить воинов, которые грабили местных жителей. Когда, уладив дело, святитель обедал с царскими воеводами, приехали гонцы из Мир и со слезами рассказали, что правитель города Евстафий осудил на смерть трех невинных людей. Святой Николай, взяв с собой воевод, тут же отправился домой.
На месте казни стояла большая толпа; пройдя сквозь нее, святитель увидал троих несчастных со связанными руками и закрытыми лицами. Им уже пригнули головы к земле, и палач достал меч из ножен. Святой Николай выхватил меч у него из рук и развязал узников.
Народ радовался, и никто из городских властей не посмел сказать святителю ни слова. Правитель Евстафий бросился к его ногам, оправдывался и просил прощения, но Николай даже не смотрел в его сторону. Наконец, когда Евстафий сознался, что за взятку осудил на смерть невинных людей, и искренно покаялся, святитель простил его.
Царские воеводы удивлялись святости и ревности чудного архиерея; получив его благословение, они отправились обратно в Плакомату.
Эти воеводы вскоре удостоились почестей и были сделаны царскими советниками. Но нашлись люди, которые позавидовали им и оклеветали перед царем. Константин поверил наговору, велел посадить вельмож в тюрьму, а затем казнить. Один из них вспомнил, как святитель Николай спас от казни троих осужденных, и они стали молиться:
– Боже Николая, спаси и нас, как тех людей в Мирах! Никто не может помочь нам – помоги Ты Сам!
Ночью святитель Николай явился во сне царю Константину и грозно сказал:
– Встань и выпусти из тюрьмы невинных людей, их оклеветали. А если не послушаешься, пойду на тебя войной, и ты погибнешь!
– Кто ты такой, что угрожаешь мне? – спросил царь.
– Николай, архиепископ Мирликийский, был ответ.
В ту же ночь святитель явился во сне и царскому сановнику, который оклеветал воевод.
Наутро царь велел привести к нему узников. Они не знали, что сказать, и только уверяли царя, что всегда верой и правдой ему служили.
Константин смилостивился и заговорил с ними другим тоном, ласково и дружелюбно. А воеводы, глядя на царя, вдруг увидали рядом с ним святителя Николая, который подбадривал их.
– Боже Николая! – закричали они. Спаси нас, как спас невинных в Мирах!
– Кто это Николай и кого он спас? – спросил царь.
Воеводы рассказали ему о святителе Николае Мирликийском, и Константин тотчас освободил их со словами:
– Не я дарю вам жизнь, а великий угодник Божий Николай, которого вы звали на помощь. Поезжайте к нему и благодарите, а от меня передайте, что я сделал, как он сказал, и прошу на меня не гневаться.
Святитель Николай всегда сразу приходил на помощь тем, кто его звал.
Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в шторм. Моряки вспомнили, что слышали об архиепископе НиколаеЧудотворце, и стали молиться, призывая его на помощь. Святой тут же явился, взял руль и повел корабль.Буря улеглась, подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань.
Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий НиколайЧудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет.
Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов.