Законсервировано

Храм Казанской иконы Божией Матери в д.Кононовская (Великий Двор) Лекшмабор

Регион
Архангельская область
Район
Каргопольский
Деревня
Кононовская (Великий Двор) Лекшмабор
Координаты
61.427222, 38.478202
Состояние
Законсервировано
Описание

Церковь представляет собой прямоугольный односветный сруб, обшитый тесом, под двускатной кровлей с алтарем и притвором. Пустует, находится аврийном состоянии, требует ремонта. Более трети кровли утрачено, прогнила часть бревен; фундамент церкви находится в  удовлетворительном состоянии, однако наблюдается частичная просадка грунта.

В таком виде храм предстал перед волонтерами проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». «Добровольцы перекрыли кровлю, заменили прогнившие доски, сделали технический эскиз строения с максимальным количеством замеров, – рассказал настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Казаково игумен Феодосий (Курицын). – В нашей Покровской церкви был освящен крест, который ребята привезли с собой для установки на Казанском храме. По просьбе самих участников экспедиции я отслужил в лекшмоборском храме благодарственный молебен».

Священники: Добрынин Леонид Ефимович (1909-1912,1917, 1922), Петр Смирнов (1925-1926).

История

Окрестности озера Лача – это глубинный, сохранивший патриархальные черты край крестьянской культуры.

Храм Казанской иконы Божией Матери построен в конце XIX века (до 1899 года) и расположен в деревне Кононовская (Великий двор) Лекшморецкой (Лёкшмо-Боровской) волости. В волости насчитывалось 20 деревень, расположенных по реке Лёкшма и объединенных в два сельских общества. Центральным считалось Лекшморецкое общество, где был расположен погост с храмами Благовещенским и Ильинским. Приход именовался Благовещенским.

В 1864 году на Бору была построена своя церковь на месте сгоревшей часовни. Вначале храм был приписным к Благовещенскому приходу, а затем выделился в отдельный Казанский приход, действовавший вплоть до 1930-х гг.

В 1939 году церковь была официально закрыта. Венчания сломаны. Но и после ее закрытия церковные праздники продолжали отмечать. Казанскую праздновали и летом, и осенью, согласно православному календарю. А в церкви был устроен клуб, затем склад. Человек, обрушивший купол, ослеп, позже и дом его сгорел. Эти события сохранились в памяти жителей.

Посвящение

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. По своей иконографической композиции она принадлежит к типу, именуемому Одигитрия (Путеводительница).

 Чудесное явление этой иконы жителям Казани совершилось 21 июля 1579 года. Это было время, когда благодаря миссионерским трудам первого архиепископа Казанского святителя Гурия и его помощников – архимандритов Германа  и Варсонофия, Казань постепенно становилась христианским городом с множеством храмов и несколькими монастырями. Однако магометанство оказывало упорное сопротивление, в Казани и ее окрестностях оставались тысячи мусульман и язычников. От недостатка ревностных подвижников­христиан, готовых к исповедничеству, христианство порой уступало натиску чужеродной и враждебной стихии. Необходима была чудесная помощь свыше, и она была явлена через чудотворную икону Божией Матери, получившую наименование Казанской. Повествование о явлении этой иконы и последовавших от нее чудесных знамениях было составлено в 1594 году, через 15 лет после ее явления, митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученическую кончину в 1612 году).

В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище половину города. Недалеко от того места, где начался пожар, сгорел дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил приступить к постройке нового дома на прежнем месте, то есть на пепелище. Тогда его дочери, десятилетней Матрене, явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли на этом месте скрытую в земле Ее икону. Икона была зарыта еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Матрене было указано место, где ее искать. Девочка сказала об этом видении своей матери, которая вначале не обратила должного внимания на ее вещий сон. После третьего видения и напоминания Матрена стала слезно упрашивать мать исполнить повеление Пресвятой Богородицы. На этот раз мать послушалась дочери, однако архиепископ Иеремия и городские власти не поверили им.

Тогда мать Матрены взяла заступ и начала копать землю в указанном месте. Когда же к ней присоединилась Матрена, то искомое сокровище вскоре было обретено на том месте, где была раньше печь. Это произошло 21 июля 1579 года, в день памяти святого великомученика Прокопия. Обретенная икона была списком с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной святым евангелистом Лукой.

 Едва только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней пришли во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая, где пред иконой был отслужен первый молебен. Затем икону торжественно перенесли в Благовещенский собор и здесь на пути совершилось первое чудесное исцеление – прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В Благовещенском соборе получил исцеление другой слепец – Никита. С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием явления и чудес в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и основать женский монастырь для сорока инокинь, в котором и поставили новоявленную икону.

 Матрена и ее мать приняли иноческий постриг в новой обители. Матрена (в иночестве Мавра) стала ее первой настоятельницей.

 В 1594 году в обители был заложен большой каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен митрополитом Ермогеном в 1595 году). Число инокинь в монастыре было увеличено до 64­х.

 4 ноября 1612 года, во время сражения русского народного ополчения с польскими захватчиками, список Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарского. Икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена в Москве на Красной площади, напротив Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очищена от вражеского нашествия. В память об этом событии царь Михаил Феодорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

 В 1648 году, обрадованный рождением наследника Димитрия, во время всенощного бдения на праздник в честь Казанской иконы, царь Алексей Михайлович установил праздновать 4 ноября по всей России.

 Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Родины.

 В день празднования Казанской иконы 4 ноября 1812 года русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии.

 Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией по всей России.

 Перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943–1944) совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди, утверждавшие веру в победу над германским фашизмом. Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.

Краткое описание маршрута

В Лекшме (Осташевская) перед рекой направо и далее все время прямо.