Храм Илии Пророка в д. Большой Бор

Архангельская область, Онежский район, муниципальное образование Чекуевское, дер. Большой Бор.
Номер в реестре 291510268330005.
Ильинская церковь была построена в 1855 году в качестве летнего (холодного) храма. В плане храм представляет собой вытянутый трехчастный прямоугольник, рубленный "в лапу".
Основное пространство храма - это единый сруб трапезной и молельного помещения, крытый двускатной кровлей.
К востоку к нему прирублена достаточно высокая пятигранная алтарная апсида. Она крыта тёсом на пять скатов и завершается крестом.
К западу - закрытая паперть, перед которой открытое двухвсходное крыльцо. Над крыльцом (а также и над алтарём), во фронтоне четверика расположены полуциркульные окна.
Обращает на себя внимание элемент завершения храма на двускатной кровле четверика - в конёк кровли врублен небольшой четверик с крошечным восьмериком, на котором установлен шатёр, с главкой на тонкой шейке. Такой приём завершения достаточно необычен и встречается не часто.
Освещается храм большими прямоугольными окнами с выступающими верхними карнизами. Окна расположены как в основном четверике, так и в алтарной части.
Первоначальный интерьер храма не сохранился.
В советское время в храме было складское помещение.
Восстанавливаться храм начал в конце 90-х годов силами местных жителей и добровольческих организаций: была заменена кровля, убрана территория вокруг храма и внутри него. В настоящее время в храме ведутся регулярные богослужения.
Старинное название Большого Бора - Чухчин Бор (от слова "чухарь" - тетерев, глухарь), т.е. глухариный бор. С 1855 года село стало называться Боровская, и только в 1920 году уже получило своё настоящее название.
Освоение этих земель, как и всей территории Русского Севера, происходило водно-волоковыми путями. Здесь путь проходил через реку Онегу, а далее в её приток - реку Кодина, что протекает вблизи села.
Первые поселения возникают на реке Кодина в XVI веке. Тогда же встречается и письменное упоминание Большого Бора в "Сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда" 1556 года, Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова.
Территории эти в XVI- начале XVIII века относились к волостке Чухчин Бор Турчасовского стана Каргопольского уезда. В состав села входило пять деревень: Филипповская, Карповская, Оксеновская, Власовская, Перфиевская.
К началу ХХ века эти земли относились к Мардинской волостке Чекуевского сельского общества.
До 1762 года Большой Бор был вотчиной Крестного монастыря, который находился на острове Кий, что лежит в Онежской губе Белого моря, близ устья реки Онеги. Основателем монастыря был патриарх Московский Никон.
Со времени основания Архангельска, Большой Бор получает новые возможности развития – в город продавали пушнину, соль. Соль добывали на своем источнике на Малеручье, а так же привозили из села Усолье, что было расположено южнее деревни Поле, на притоке реки Кодина - р. Куруса.
В 1930 году появился колхоз-артель "Боровская" - выращивали как сельскохозяйственную продукцию, так и крупный рогатый скот. В 1978 году был образован колхоз "Большеборский".
Ильинский и Георгиевский храмы в конце XIX века являлись приписными и принадлежали к Чекуевскому приходу (село Чекуево расположено на противоположном берегу реки Онеги).
Обращает на себя внимание, что оба храма расположены достаточно близко к друг другу, практически параллельно. С южной стороны они обнесены деревянной оградой.
В планировочной структуре села храмы образуют своего рода площадь. Планировка самой деревни достаточно свободная, часть домов обращена на юг, часть на реку.
Основные праздники в Большом Бору отмечались 4 раза в год:
6 мая - Егорий весенний ( день памяти Георгия Победоносца);
16 ноября - Егорий осенний (в честь праздника обновления (освящения) храма вмч. Георгия в Лидде в IV веке);
24 июня - Афонская ( в честь преподобного Петра Афонского, день памяти 25 июня), так же этот праздник приурочен к дню летнего солнцестояния ( сам день солнцестояния приходится на 21 июня);
2 августа - Ильин день ( в честь пророка Илии).
Святой пророк Илия
День памяти: 2 августа
Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.
После смерти царя Соломона (†931) государство разделилось на два царства – Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какойто мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам.
Святой пророк Илия объявил царю Ахаву, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17:1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение – три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо.
Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре умер сын вдовы. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 1 7:17–24).
По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.
Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне – ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.
К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (†945) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным.
После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая.