Аварийное

Храм Геогия Победоносца в д. Большой Бор

Регион
Архангельская область
Район
Онежский
Деревня
Большой Бор
Координаты
63.613111, 39.114998
Состояние
Аварийное
Описание

Архангельская область, Онежский район, муниципальное образование Чекуевское, дер. Большой Бор

Георгиевская церковь

Номер в реестре 291510268340005.

Георгиевский храм был срублен в 1882 году на средства местных жителей, на месте одноименной часовни.

Георгиевская церковь строилась как теплая, с колокольней над папертью.

К сожалению, в настоящее время полностью утрачены завершение самого храма и колокольни.

Храм стоит на валунном фундаменте и представляет собой трехчастную постройку, состоящую из четвериков рубленных " в обло".

Основное молельное помещение – это  просторный четверик, над которым установлен низкий восьмерик.

К основному четверику с восточной стороны прирублена прямоугольная алтарная часть. Крыта алтарная часть на два ската с треугольным фронтоном.

С западной стороны к молельному помещению прирублен сдвоенный сруб трапезной. Высота трапезной несколько ниже алтарной части. Трапезная часть тоже крыта на два ската.

К трапезной пристроена закрытая паперть со входом на колокольню. Над ней установлен невысокий четверик с восьмериком, на котором была когда-то звонница.

Вход в храм с западной стороны через одновсходное крыльцо.

Освещение Георгиевского храма, что особенно важно для зимнего храма, обеспечивается в молельном помещении через высокие сдвоенные окна с севера и юга. В алтарной части тоже есть два окна.

Внутреннее убранство храма не сохранилось.

Снаружи храм обшит тесом, ещё можно увидеть на нём элементы декора.

В советское время храм использовался различными учреждениями. В начале XXI века его состояние стало аварийным – происходит обрушение потолочных перекрытий в основном пространстве четверика и в трапезной.

Георгиевский храм в настоящее время не действующий.

История

Старинное название Большого Бора - Чухчин Бор (от слова "чухарь" - тетерев, глухарь), т.е. глухариный бор. С 1855 года село стало называться Боровская,  и только в 1920 году уже получило своё настоящее название.

Освоение этих земель, как и всей территории Русского Севера, происходило водно-волоковыми путями. Здесь путь проходил через реку Онегу, а далее в её приток -  реку Кодина, что протекает вблизи села.

Первые поселения возникают на реке Кодина в XVI веке. Тогда же встречается и письменное упоминание Большого Бора в "Сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда" 1556 года, Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова.

Территории эти в XVI- начале XVIII века относились к волостке Чухчин Бор Турчасовского стана Каргопольского уезда. В состав села входило пять деревень: Филипповская, Карповская, Оксеновская, Власовская, Перфиевская.

К началу ХХ века эти земли относились к Мардинской волостке Чекуевского сельского общества.

До 1762 года Большой Бор был вотчиной Крестного монастыря, который находился на острове Кий, что лежит в Онежской губе Белого моря, близ устья реки Онеги. Основателем монастыря был патриарх Московский Никон.

Со времени основания Архангельска, Большой Бор получает новые возможности развития – в город продавали пушнину, соль. Соль добывали на своем источнике на Малеручье, а так же привозили из села Усолье, что было расположено южнее деревни Поле, на притоке реки Кодина - р. Куруса.

В 1930 году появился  колхоз-артель "Боровская"  - выращивали как сельскохозяйственную продукцию, так и крупный рогатый скот. В 1978 году был образован колхоз "Большеборский".

Ильинский и Георгиевский храмы в конце XIX века являлись приписными и принадлежали к Чекуевскому приходу (село Чекуево расположено на противоположном берегу реки Онеги).

Обращает на себя внимание, что оба храма расположены достаточно близко к друг другу, практически параллельно. С южной стороны они обнесены деревянной оградой.

В планировочной структуре села храмы образуют своего рода площадь. Планировка самой деревни достаточно свободная, часть домов обращена на юг, часть на реку.

Основные праздники в Большом Бору отмечались 4 раза в год:

6 мая - Егорий весенний  ( день памяти Георгия Победоносца);

16 ноября - Егорий осенний (в честь праздника обновления (освящения) храма вмч. Георгия в Лидде в IV веке);

24 июня - Афонская ( в честь преподобного Петра Афонского, день памяти 25 июня), так же этот праздник приурочен к дню летнего солнцестояния ( сам день солнцестояния приходится на 21 июня);

2 августа - Ильин день ( в честь пророка Илии).

Посвящение

Святой великомученик
Георгий Победоносец

День памяти: 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря, 6 мая

Святой великомученик Георгий Победоносец родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284–305) и принят в его стражу со званием комита – одного из старших военачальников. Император­язычник, понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный отказ. Тогда, по приказу разгневанного императора, святого Георгия заключили в темницу.

Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Когда Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и отправился в языческий храм, вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень. Он возложил руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» – и святой Георгий восстал исцеленным.

Император не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, –
я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14:12). Император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. Когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он снова приказал заточить святого Георгия в темницу. Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам.

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание – предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же сотворил крестное знамение и сокрушил идолов. Поднялось всеобщее смятение. Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию.

На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, что бы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было6 мая 303 года.

Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небесного, отчего и получил название «Победоносца». Св. великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем в пасть страшного змия. С этим связано одно из чудес великомученика. Недалеко от места погребения св. Георгия, близ горы Ливана, выходил из озера змий, похищавший и пожиравший людей. Змия сочли за божество и начали отдавать ему, поочередно каждое семейство, по одному из детей. Очередь дошла до единственной дочери самого царя. Ее уже привели и поставили у озера. Но лишь вышел из озера змий, как вдруг явился воинственный юноша на белом коне и поразил его в разверстую пасть. Это был св. великомученик Георгий. Тогда царь и весь народ обратились ко Христу. Св. великомученик Георгий особенно чтится у славян и у русских.

Со времён святого благоверного князя Димитрия Донского великомученик Георгий считается покровителем Москвы. Икона святого Георгия Победоносца изображается на гербе России.