Храм Богоявления Господня д. Поле
Само место для храма выбрано очень удачно - это небольшая возвышенность, с которой открывается вид на деревню и окрестности.
Основной сруб храма покрыт кубом, в центре которого поставлены два небольших восьмерика, поддерживающих главку. Окна на северной и южной стенах прорублены в два ряда, причем в верхнем ряду окна квадратные. Колокольня вполне традиционна - высокий четверик и стоящий на нем небольшой восьмерик. Колокольня с храмом представляют одно целое и соединены друг с другом широким трапезным помещением. Вход в храм с западной стороны через колокольню.
Церковь теплая, то есть предназначена для проведения служб круглый год. Внутри стоит замечательного вида печка.
Благодаря помощи Сретенского монастыря в храме теперь есть необходимый ряд икон.
Работы на храме
В 2008 году силами местных жителей и волонтеров экспедиций проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» были проведены первоочередные аварийные работы заключавшиеся в ремонте кровли над алтарем и закрытии щитами оконных проемов. Было восстановлено крыльцо вставляются рамы и стекла. Перекрыта рубероидом крыша алтаря, окна закрыты щитами.
Над сохранностью храма активно трудятся местные жители, бережно сохраняя как сам этот прекрасный храм, так и историю этого края.
Памятник регионального значения
Деревня Поле (Есенская) имеет давнюю историю. Одно из первых известных упоминаний этой территории встречается в середине XVI века.
В XVI- начале XVIII века эти места относились к Полской волости Турчасовского стана Каргопольского уезда.
Деревня Поле (когда-то волосток Поле) расположена на берегу реки Кодины, которая является правым притоком реки Онеги.
Карельская топонимика дает предположение, что название села Поле может быть от карельского слова «puoli», вепского «pol» - "край, сторона, бок". Т.е. село Поле было удалено от центра волости - Чекуевского погоста.
Как и многие другие населённые пункты вдоль реки Онега, заселение этих мест происходило через водно-волоковые пути.
Основным занятием населения в то время были земледелие и скотоводство. Однако нельзя забывать тот факт, что территория была богата соляными источниками, что и обусловило приход сюда Соловецкого монастыря, который становится владельцем Польского усолья в 1556 году и сохранявшим здесь свое влияние до начала XVIII века. С этого времени эти земли отходят Крестному монастырю, что на Кий-острове. В это время упоминается Полский погост с церквями Богоявления Господня и Рождества Пресвятой Богородицы.
К началу ХХ века деревня Поле (Есенская), относилась к Мардинской волости, Польского сельского общества, к Чекуевскому приходу. Население составляло около 700 человек, жилых дворов было 115.
Богоявленская церковь, возведённая около 1852-1855 годов, поставлена на месте ранее утраченного Богоявленского храма. . Но дата образования самого прихода точно не известна, кроме того факта, что антиминс сгоревшей Богоявленской церкви был освящен в 1600 году.
По сведениям из "Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии 1896 года", до 1846 года здесь был тройник - два храма с отдельно стоящей колокольней. Богоявленский храм, летний (холодный) 2х этажный, с тремя престолами: в нижнем этаже - во имя Богоявления Господня, в верхнем этаже - священномученника Климента, папы Римского, и великомученника Георгия Победоносца.
Второй храм зимний (теплый) был посвящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Но этот тройник сгорел 22 ноября 1846 года.
Взамен этих храмов, из близлежащего села Сырья была сюда перевезена другая деревянная церковь, и освящена во имя Богоявления Господня. Но и она сгорела 10 января 1851 года.
Нынешняя деревянная церковь Богоявления была возведена усердием прихожан около 1855 года с колокольней. В ней два престола - во имя Богоявления Господня и во имя священномученника Климента, Папы Римского.
В конце XIX века храм был обшит тёсом и окрашен белилами, чему способствовал местный крестьянин Иван Максимович Попов. Примерно в это же время была изготовлена и деревянная ограда вокруг храма.
В советское время (до 1930х) храм был закрыт, использовался в качестве склада. К началу XXI века были утрачены главки, сильно пострадало убранство храма и его обшивка.
Дом Ивана Максимовича Попова - образец русской усадебной архитектуры Русского Севера.
Недалеко от храма расположен удивительный дом с необычный беседкой возле него. Это действительно очень редкий пример северной усадьбы, со своим весьма сдержанным колоритом.
Сам хозяин дома (как и его сыновья) личности весьма значительные. Силами Ивана Максимовича была построена церковно-приходская школа (открыта 15 сентября 1889 года). Так же он активно принимал участие в сохранении Богоявленского храма, был инициатором организации бесплатной библиотеки - читальни в здании церковно-приходской школы. Так же помощь библиотеке оказал и Архимандрит Иоаникий, настоятель Соловецкого монастыря в то время и уроженец деревни Поле.
Иван Максимович скоропостижно умер в 1897 году на 55 году жизни. В деревне, на территории храма, сохранилось его захоронение (могила и памятник).
Сын Ивана Максимовича - Иван Иванович, тоже сделал много для своей деревни. Его стараниями была сделана, например ветряная и водяная мельницы, пожарное депо, больница, кузница, пилорама. Так же в планах было построить небольшую гидроэлектростанцию на реке Кодина, но этот проект не был осуществлен.
Возможно, что и дом с беседкой был поставлен именно Иваном Ивановичем. Кстати, под беседкой когда-то был погреб (ледник)
Во время второй мировой войны в доме Попова (и некоторых других домах деревни) размещался Онежский школьный детский дом №1.
Здание церковно-приходской школы
Было построено в 1889-1891 годах её попечителем Иваном Максимовичем Поповым. В советское время там был клуб. Расположено рядом с храмом. Благодаря работе местных жителей поддерживается в хорошем состоянии. В 2020 году был произведен ремонт кровли.
Ильинский храм в Усолье
В деревне Усолье (Курсановская), что исторически была связана с деревней Поле, находится удивительный храм во имя Ильи Пророка. Сейчас он в аварийном, практически руинированом состоянии. Храм представляет собой прекрасный пример деревянного купольного храма. Возведен он был из Ильинской часовни около 1907 года.
Святое Богоявление
Празднование: 19 января
Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – великий двунадесятый праздник в воспоминание Крещения Спасителя. Господь Иисус Христос, достигнув, по человеческому естеству, тридцати лет, всенародно вступил в Свое открытое служение для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось). Спаситель пришел на реку Иордан, при которой святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя, – и принял от Иоанна крещение в водах Иордана.
Богоявлением этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отчем.
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения.
Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения, – изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).
С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днем Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение и явился просветить «сидящих во тьме и тени смертной» (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий. Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в самый день праздника, был обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных. В это время совершается в храмах и на водоемах великое освящение воды. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в случае болезни, давая пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причащению.
На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники.
«Братья, носящие имя Христово, крещеные в образ Крестившегося ради нас Спасителя! Слышите ли вы голос Небесного Отца в прославление Сына: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17; Мк. 1, 11.) Слышите ли вы завещание Отца последователям Его воплощённого Сына: «Того послушайте»? (Мф. 17, 5.) Что благовестит и что внушает нам этот глас Божий, в слух народов возгремевший над водами многими? Он возвещает, что нет и не может быть на земле лучшего учителя, кроме возлюбленного Сына Божия Иисуса Христа».
Священномученик
Иоанн Восторгов (†1918)
С а/д Онега - Ярнема непосредственно перед Б.Бором свернуть налево, отсыпанная лесная дорога через 7 км резко повернет налево (а прямо пойдет грязная лесовозка в сторону Обозерской) и выведет к поляне с церковью на пригорке. В начале поляны развилка, обе дороги сойдутся у церкви, правая через деревню более накатана, но левая короче.