Удовлетворительное

Храм Архистратига Михаила в Хаврогорах

Регион
Архангельская область
Район
Холмогорский
Деревня
Верхние Хаврогоры
Координаты
63.416889, 41.912232
Состояние
Удовлетворительное
История

Эти земли были известны издревле, они принадлежали новгородцам уже в IX веке. Называлась вся эта территория Заволочьем, т.е. «за волоком». Так как, чтобы попасть на эти отдаленные от столицы районы, приходилось отправляться в самые настоящие экспедиции – перетаскивать, волочить свои суда через водоразделы (волоки), пробираться лесными чащами и болотами. Путь из Новгорода до Емецких земель проходил по одному из водно-волоковых путей , через реки Онега, Кенский волок, река Емца и выходил в Северную Двину. А по Двине уже можно было выходить в Белое море или, наоборот, подняться вверх по реке.

Система водных путей дала возможность укрепить связь Новгорода (а затем и Московского государства) с отдаленными северными землями. Реки долгое служили главными торговыми путями, по которым в течение многих столетий ходили охотники-промысловики, крестьяне-земледельцы, купцы и бояре.

С XIV века эти земли относились к так называемой Двинской земле, а уже в XVII веке, при разделении на уезды, эта территория вошла в Двинской уезд (занимал преимущественно оба берега Северной Двины до устья р. Ваги).

Непосредственно сама Хаврогорская волость обживалась новгородцами с XIV века, а образование прихода датируется 1492 годом. Приход состоял из 32 деревень, раскинувшихся на высоком берегу реки Двины.

В XVII веке эти земли принадлежали крупнейшему в то время на Двине Антониево-Сийскому монастырю.

На 1888 год в Хаврогорском приходе (относившемуся к Архангельской Епархии, ко 2-му, чуть позднее – к 3-му благочинию Холмогорского уезда) было 2 деревянных церкви и 1 деревянная часовня – в общей сложности, более чем на 2000 человек.

Нижние и Верхние Хаврогоры относятся к кусту деревень, расположенных напротив существующего Емецка.

Уже в XV веке в Хаврогорах, на месте часовни, была построена первая церковь, имевшая посвящение во имя Рождества Иоанна Предтечи. Храм простоял почти 100 лет и в 1614 году был разобран, а на его месте был возведен новый.

Новый храм возвели в прежних формах (предположительно церковь была шатровой одноглавой), с колокольней. Периодически обновляемый, храм в честь Рождества Иоанна Предтечи просуществовал до 1930-х годов ХХ века, до момента его разрушения.

В начале XVI века население Хаврогор увеличилось, и возникла потребность в ещё одном приходском храме – собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных.

История строительства храма Архистратига Михаила

         1. Вторая приходская церковь, зимняя (т.е. тёплая), была возведена чуть позднее – в 1527 году, с посвящением в честь Архистратига Михаила.  Этот храм простоял почти 50 лет и тоже был разобран с целью возведения нового.

Такая практика обновления храмов была распространена на Руси. Храмы регулярно поновлялись полностью или частично.

         2. Новый храм поставили неудачно – близко к берегу реки, и постройке угрожало разрушение. Поэтому поставленный второй Михайловский храм был снова разобран в 1673 году.

         3. Приходу нужна была церковь, поэтому в том же году началось строительство третьего Михайловского храма. В новом храме появляется ещё один придел – в честь святых мучеников Флора и Лавра.

По реконструкции известных архитекторов-реставраторов Михаила Исаевича Мильчика и Юрия Сергеевича Ушакова, в их книге «Деревянная архитектура Русского Севера» можно представить, какой это был величественный шатровый храм с отдельно стоящей колокольней.

Авторы в своём исследовании ориентируются на строительные порядные (от древнерусского «ряд» – договор), заключавшиеся между заказчиками (например, между общиной прихода, или монастырем, с плотницкой бригадой). В этих документах, которые до сих пор достаточно мало изучены, можно найти описание построек и их детали.

Авторы указывают, что многие подобные храмы «словно маяки, высились по берегам Северной Двины и её притоков».

 В основании этого храма был восьмериковый сруб от земли. Общая высота храма была около 34 метров. Шатер был ряжевой конструкции, алтарный прируб крыт бочкой. Внутри храма алтарная часть была полностью отгорожена тябловым иконостасом. «Иконостас – самое освещенное место в церкви: солнечный свет с утра падал на него через южное окно, а затем днем – через два других, расположенных в западных стенах. В алтарях – по одному окну  с юга и одно волоковое, с востока», – указывают авторы.

Но этот храм постигла распространённая для деревянных строений судьба – он сгорел в ночь с 1 на 2 января 1792 года.

         4. В том же году начали возведение четвёртого Михайловского храма, простоявшего до 1869 года. Разобрали ли его за ветхостью или он тоже сгорел – неизвестно. Также ничего не известно о его формах и объёмах.

         5. В 1869 году начали возводить очередной храм Архистратига Михаила, но уже без придела Флора и Лавра. Храм был возведен на прочном каменном фундаменте, обшит тёсом и окрашен.

При храме была открыта церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство, а также в Хаврогорах начало свою деятельность сельское училище.

Оба храма, Иоанновский и Михайловский, стояли посередине всего прихода, что, возможно, и послужило разделением на два конца – Верхний и Нижний, имеющие равное расстояние от храмов.

При этом сохранившийся Михайловский храм расположен с западной стороны деревенской улицы, и застройка вокруг него образует своего рода площадь.

Основной объём храма крыт четырехскатной кровлей, алтарная часть крыта на пять скатов, а трапезная – полувальмовой кровлей.

Службы в Михайловском храме продолжались до 1936 года, после этого храм переделали в школу, дополнительно надстроив 2-й этаж и утеплив здание. Благодаря школе, храм сохранился до наших дней.

В 1989 году школу перевели в близлежащую деревню Часовню.

Силами неравнодушных жителей Хаврогор, храм начал восстанавливаться. Были застеклены окна, окрашены рамы, убраны межэтажные перекрытия, очищена территория. В настоящее время в храме проводятся регулярные богослужения.

Силами проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» восстанавливается иконостас храма.

Посвящение

Собор АрхистратигаМихаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование: 21 ноября

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним.

 Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов (Исх. 37:7–9). В образе Ангелов многократно являлся Сам Бог. Явления святых Ангелов всегда возбуждали в людях высокое благоговение, и места этих явлений были священны.

 В Святой Апостольской Церкви непрерывно совершается призывание святых Ангелов и воздается им благоговейное почитание.

 Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35­м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

 Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

 После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

 За Херувимами предстоят Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

 Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

 Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество в прохождении жизненного подвига.

 Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) подают благодать укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

 В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

 Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних.

 Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

 Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

 Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших.

 Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига.

 Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Ангелы знают Бога непосредственно. Пред их умными очами открывается как мироправление Божие, так и Домостроительство нашего спасения. Но таинство Искупления остается непостижимым и для Ангелов, а также и день последнего Суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним» (Мф. 25:31). Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

 По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. У нас есть ум, познающий Бога в природе видимой и духовной. Судьбы Божии в мире сотворенном постигаются и нами. Повсюду мы можем видеть премудрость, благость и всемогущество Божие, и благоговеть пред Его совершенствами. Особенно должны благоговеть мы пред тайной Домостроительства нашего спасения.

 Кроме исполнения обязанностей к Богу, мы можем подражать Ангелам и в исполнении обязанностей их к людям. Ангелы посылаются в помощь людям, особенно тем, которые желают наследовать спасение (Евр. 1:14). Они служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. На скрижалях священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.

 Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так и в невидимом – Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Присносущного Солнца, от Самого Источника Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, свет от света, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры.

Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.

 Настоящая жизнь наша есть непрестанная и продолжительная борьба. Мы находимся здесь между двумя противоположностями: между Небом и адом, между Жизнью и смертью, между Светом и тьмою. Небесные Ангелы действуют в сынах Света, хотящих наследовать спасение, а дух злобы поднебесный – в сынах противления. И те, и другие силы постоянно стремятся привлечь нас к себе, поскольку свободная воля человека может и противоборствовать, и последовать этому влечению.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.