Законсервировано

Часовня Спаса Преображения в Заволочье

Регион
Архангельская область
Район
Плесецкий
Деревня
д. Заволочье (бывшая)
Координаты
62.248726, 37.70688
Состояние
Законсервировано
Описание

Часовня Преображения в плане представляет собой прямоугольник, стоящий из двух достаточно высоких четвериков. Четверики имеют ярко выраженный повал, что является замечательной особенностью этой постройки.

Часовня расположена недалеко от реки, и когда не зарастает высокой травой, то её хорошо видно с воды.

Кровля часовни - двускатная самцово-слеговая. В охлупень врублена главка с крестом (до ремонтных работ она была утрачена). С западной стороны прирублено одновсходное крыльцо. Окна косящатые, небольшие, по два с северной и южной сторон.

У часовни сдержанный внешний декор - резные столбики крыльца, причелины на четверике и крылечке.

История

Бывший населённый пункт Заволочье издавна известен на старинных карта Русского Севера. Через это место проходил известный Кенский волок.

Основная система путей сообщения Русского Севера на протяжении практически всей его истории была водной. Начало освоения этих земель русским населением связано с Господином Великим Новгородом. Проходя по рекам и ручьям, переволакиваясь из одной реки в другую, все дальше и дальше продвигались новгородцы на север и на восток.

Долгое время, пока существовало Новгородское государство, широтный водный путь от Новгорода до Северной Двины, оставался главным торговым путём (он проходил от устья Невы, через Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, волок между реками Вытегра и Ковжа, Белое озеро, реку Шексна и через Словенский волок и далее на реку Сухона, впадающей в Северную Двину). От этого водного пути отходили иные, более мелкие, местного значения.

Возникшее в середине XIV противостояние между Новгородом и Москвой, вынудило новгородцев искать обходные пути на Двину - так свое значение приобрели водно-волоковые пути по рекам Илексе, Водле, Кене.

Первое упоминание о Кенском волоке, как об оживленном торговом пути, мы находим в писцовой книге Обонежской пятины 1563 года.  «Да в Водлезерском же погосте на Настасьинской земле на Мышьих Черевех Волочек Кемской, а через тот Волочек торговые люди из Ноугородцкие земли ходят с товаром в Заволоцкую землю, а из Заволоцкне земли в Ноугороцкие земли водяным путем в судех, а великого князя крестьяне Настасьинские в о л о с т и на Мышьих Черевех через тот Волочек товар волочат, а найму емълют з беремяни по денги. И на тот волок писец Юрьи Костянтинович положил оброку 4 гривны, и тот Волочек ныне пуст, а гости тою дорогою ныне не ездят, — ездят новою дорогою» . Юрий Константинович – это Юрий Константинович Сабуров, который проводил описание 1496 года. Описание Водлозерского погоста писцовой книги 1496 года не сохранилось, но эта ссылка в книге 1563 года показывает, что в XV веке Кенский волок активно использовался, как торговый путь. Установление пошлины вынудило купцов искать обходные пути, однако, это совсем не значит, что сам волок прекратил свою жизнь. Он утратил свое значение как торговый путь государственного масштаба, но отнюдь не как путь сообщения. Косвенное подтверждение находится в «Книге Большому чертежу» 1627 года, которая являлась росписью путей-дорог Московского царства. В книге Кенский волок прямо не назван волоком, но сам путь описан очень подробно: «А с левыя стороны пала в Онегу Кинь река, течет Кинь река из озера из Киня; а Киня озеро 20 верст; а реки протоку 20 же верст. А сверху Кинь озера пала Поц река, протоку 50 верст. А река Поц течет из Поц озера; а сверху Поц озера пала в озеро речка Волошево; а взялась речка Волошево блиско речки Мышьих Черев; а Мышьи Черева речка пала в Водлу реку». На протяжении всего XVII века Книга Большому чертежу «служила практическим руководством для «государевой службы посылок» и включение Кенского волока в эту книгу свидетельствует о значимости и активном использовании этого пути пусть уже и не в торговых целях.

Со временем всё же значение Кенского волока стало уменьшаться. Однако как внутренний торговый путь между Кенозерьем и Водлозерьем Кенский волок использовался вплоть до ХХ века. Для поддержания его в должно состоянии были даже рукотворно расчищены русла некоторых рек Кенского волока,  в частности, на русло реки Черевы в нижней части течения. Это обусловлено характером реки, имеющей множество извилистых поворотов. Из-за них  река и получила свое первоначальное название: «Мышьи черевы». То есть буквально: «мышиные кишки».   

Общая нитка водно-волокового пути Кенского волока (от национального парка "Водлозерский" до национального парка "Кенозерский"):

д. Куганаволок - оз. Водлозеро (42 км) - река Вама (24 км) - река Водла (6 км) - река Черева вверх (20 км) - Кенский волок пешком (5,5 км) - река Волошова (41 км) - р. Поча (20 км) – оз.Кенозеро (57 км). 

Протяженность пешей части (собственного самого волока) - 5,5 км. 

Сама деревня Заволочье, точнее то, что от нее осталось, - это старинное поселение, возникшее на одном из концов Кенского волока. На другом конце располагалось деревня Яблонь-горка. В Заволочье сейчас нет домов с постоянными жителями, только несколько рыбачьих изб. Через деревню идёт единственная улица, переходящая в дорогу, которая как раз является началом волока до реки Режмы.

В 2021 году по инициативе национального парка «Кенозерский» начаты работы по созданию на этой территории заказника «Кенский волок». Эти земли находятся в настоящее время в проектируемой охранной зоне национального парка «Кенозерский».

Посвящение

Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф.17,1–13; Лк.9,28–36).

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16,15–16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф.16,22).

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий, дать им незыблемое свидетельство добровольности его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты есивоистинну Отчее сияние».

И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком­либо возрастании его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, – молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, янадлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно – важнейший момент христианского учения о человеке. Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение – залог Воскресения.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов – богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор по­еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.