Отреставрировано

Часовня Флора и Лавра в д. Калитинка (Великая)

Регион
Архангельская область
Район
Каргопольский
Деревня
Калитинка (Великая)
Координаты
61.397649, 38.954773
Состояние
Отреставрировано
Описание

Часовня Флора и Лавра Калитинка (Великая)

Объект регионального значения.

Часовня Флора и Лавра представляет из себя сруб в виде четверика и притвора с колокольней. Размеры четверика 6,11 х 6,40 м, высота до верхнего венца 3,8 м. Оканчивается четырехскатной крышей с одним куполом. К четверику прирублен притвор, его размеры 2,8 х 3,6 м, высота до верхнего венца 2,58 м. Притвор оканчивается шатровой колокольней. Долгое время находилась в аварийном состоянии. В 2017-2018 гг. проведена реставрация.

История

Калитинка – название группы деревень в 13 км от Каргополя по дороге на Ноколу. От озера Лаче Калитинка отстоит в 3-5 км. Ранее это была самостоятельная административная единица – Ольгская волость, получившая наименование от небольшой протекающей здесь реки Ольга. В середине XIX века территория Ольгского сельского общества вошла в Калитинскую волость, объединившую локальные кусты деревень вдоль всего восточного побережья озера Лаче. Население издавна наряду с земледелием занималось рыболовством, которое носило промысловый характер.

В XIX веке в Ольгском обществе было 16 деревень. В настоящее время жилыми остаются 9 из них. Главная или центральная деревня округи также именуется Калитинкой. В ней располагалась администрация, отсюда название волости, а затем - сельского совета. Местное наименование деревни - Великая. По историческим сведениям, расположенная в ней часовня посвящена преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. Это подтверждают и воспоминания жителей. Деревенский часовенный праздник в советский период отмечался 10 октября, то есть в день памяти преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца. Эту часовню называют еще часовней на волоке: когда-то в этом месте проходил пеше-водный путь местного значения между озерами Лаче и Святое. В официальных же источниках эта часовня имеет посвящение Флора и Лавра. Всего в Ольгском сельском обществе было 9 часовен.

Погост также назывался Ольгским. В середине XVI века там была одна церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В начале XX века погост представлял собою значительный храмовый комплекс: две церкви деревянные, Рождества Богородицы (1750), Богоявления Господня (1836-1842), и каменная в честь Архангела Михаила (1836) с колокольней. В начале 1930-х гг. действующими значились Богоявленская и Михайловская церкви, в 1934 – одна из них. К 1938 году все церкви были официально закрыты.

На Ольгском погосте погребен владыка Варсонофий (Вихвелин, 1863-1934), епископ Каргопольский (1913-1921). Он неоднократно арестовывался в 1920-1930-е гг. После освобождения жил в Кирилло-Челмогорском монастыре. В 1932 году был арестован как участник «контреволюционной группы церковников» и приговорен к 8 годам концлагеря, который заменили ссылкой. Отбывал наказание в Котласском, затем Вологодском районе. По-видимому, престарелого и больного его отправили к месту проживания сестры, в Калитинку. По записям Каргопольского ЗАГСа владыка скончался 13.07.1934 г. На погосте в 1932 году похоронен его брат, протоиерей Петр Вихвелин. Могилы их не известны.

Священники: Регов Михаил Иоаннович (1910, 1914, 1916, 1922, 1926), Хвалинский Василий (1922); протоиерей Вихвелин Петр Васильевич (1931-1932).

Посвящение

Мученики Флор и Лавр Иллирийские

Память: 31 августа

Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (западная часть Балканского полуострова). По ремеслу братья были каменотесами. Их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни. Обтесывая камни, чтобы придать им форму и изящество, они сознавали, что на самом деле работают над своими душами, чтобы стесать с них страсти и заставить сверкать подобием Божиим благодаря добродетелям.

 Когда их учителя Прокл и Максим претерпели мученичество, Флор и Лавр поселились в провинции Иллирия. Прибыв туда, они попросили у правителя Ликаона разрешения пользоваться каменоломнями и добывать в них камни, пригодные для обработки. Святые снискали мастерством добрую славу и были приглашены к сыну императрицы. Тот вручил им значительную сумму денег для возведения языческого капища, план которого начертил собственноручно. Святые сделали вид, что принимают предложение, но тотчас раздали деньги бедным. Они проводили ночи в молитве, а днем работали на строительстве.

  Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили его в вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.

Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 году их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 года главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

 На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.

По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

 

 

Краткое описание маршрута

На машине с автодороги "Каргополь - Няндома" свернуть на Ноколу, не доезжая указателя "Калитинка", справа видно часовню. С объездной дороги к ней ведет тропинка