Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье (дер.Медведевская)
Если говорить про архитектуру величественного Владимирского храма, то нельзя не отметить его схожести с Преображенской церковью в Турчасово. Здесь мы видим похожую планировочную структур: крещатая форма основного объема с высоким четвериком, кубоватое покрытые с пятью главами. Северная, западная и южная стороны крещатого основания крыты бочками. Восточную, алтарную часть, образуют три пятистенных сруба с завершением в виде трехлопастной бочкой. Это одна из самых ранних известных построек, на которой применено покрытие трехлопастной бочкой. На бочки по северной, южной и восточной стороне установлены небольшие каркасные шатры, увенчанные главками. Благодаря этим шатрам, которые приподнимают главки чуть выше основания куба, многоглавие Владимирской церкви смотрится очень нарядно.
Высота Владимирского храма - более 30 метров.
Когда-то храм был девятиглавый, но на сегодняшний день главка и шатер на западной стороне утрачены.
В интерьере храма сохранилось удивительное расписное «небо».
В центре него расположена икона с изображением новозаветной Троицы, семь радиальных граней представляют изображения Архангелов, и одно - изображение распятия. На 4х угловых гранях - символы Евангелистов.
Один из крупнейших знатоков Северной иконописи, Татьяна Михайловна Кольцова: " Архангелы изображены стоящими на плотных облаках, написанных с обильным применением белил. Облака имеют форму сегмента. В верхней части граней — характерные, не повторяющиеся в других живописных комплексах «небес» фигурки херувимов. Их крылья детализированы и сливаются в яркое киноварное пятно, пламенеющее вокруг центрального кольца. Но если фигурки херувимов трактованы плоскостно, то фигуры архангелов, напротив, объемно. Складки на их одеждах ложатся классически свободно (на хитонах, гиматиях, тунике, плащах), как бы легко ниспадая под собственной тяжестью. Фигуры представлены почти фронтально, а лики святых — в легких разворотах к востоку, к алтарю. Они монументальны, обладают внутренней силой, значимостью.
Восьмигранная композиция «Небесное воинство» является самой распространенной на «небесах» церквей Поонежья. Аналогичные сцены встречаются в храмах деревень Чоково, Пияла, Нермуша. Были и в других, но не сохранились. Ведущая роль в разработке системы росписей «небес» деревянных храмов Поонежья принадлежит иконописной артели И.И. Богданова-Карбатовского".
Т.М. Кольцова « Иконы Северного Поонежья»
Силами проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера" в Подпорожье прошли уже десятки экспедиций. Трудом волонтёров, архитекторов-реставраторов, местных жителей, удалось на 2021 год провести большой объём ремонтных работ на храме.
Но до сих пор состояние храма аварийное. Самая большая проблема на данный момент - это деформации несущих конструкций сооружения.
6 июля 2018 года была совершена первая, за 90 лет с момента закрытия храма, Божественная литургия.
История этого места непосредственно связана с колонизацией Русского Севера, проходившего преимущественно водными путями. Судоходство на Онеге имеет давние корни. Впервые, новгородцы, сыгравшие ключевую роль в освоении этого края, попали сюда именно по рекам и озерам. Но не всегда этот процесс был прост. Для того, чтобы перейти из одной речной системы в другую, необходимо было вручную тащить волоком и суда и грузы, не везде можно было использовать лошадей.
Попасть на Онегу можно было несколькими путями. В зависимости от политического положения Новгорода, а потом и Москвы, значение разных путей изменялось. Так же для усиления своего положения, новгородская митрополия весьма активно занималась христианским просвещением края, возводя один за другим приходы вдоль реки Онеги.
Активное влияние Новгорода на эти земли происходило с Х - XI века и вплоть до века XVI, когда эти земли отошли централизованному Московскому государству. Онежская земля с этого времени стала Каргопольским уездом с несколькими станами. Подпорожье, вернее Жеребцовая гора, входила в Турчасовский стан.
Одной из важнейших составляющих внутренней жизни этого края, является церковная история. С момента образования в середине XVII века Крестного монастыря на Кий-острове, земли эти стали его вотчиной.
К XIX веку Подпорожский приход представлял собой классический для Русского Севера куст деревень, состоящий из нескольких селений, расположенных вокруг Жеребцовой Горы. Интересно, что селения располагались на обоих сторонах реки Онеги, весьма широкой в этом месте.
В некоторых селениях были часовни, не сохранившиеся до наших дней.
По сведениям Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской Холмогорской епархии 1896 года, на тот момент существовали деревни:
Гора Жеребцова с приходскими храмами – Троицким и Владимирским;
Лахтинская;
Медведевская;
Наумовская (Потайболье), с часовней великомученника Георгия, построеной в 1842 году на кладбище;
Грибановская (Грибаниха), с часовней Рождества Богородицы, 1725 или 1775 годов постройки;
Амосовская (Камениха), с часовней Архангела Михаила, 1776 года постройки;
Софринская (Машелиха), с часовней Сретенья Господня, 1774 года постройки.
Первоначально в Жеребцовой Горе была построена Троицкая церковь с тремя приделами - во имя Богоявления, святителя Николая Чудотворца и священномученницы Параскевы. Храм был возведен и освещён по грамоте новгородских митрополитов Питирима и Корнилия. К сожалению, церковь эта была уничтожена пожаром в 1724 году.
Уже на следующий год, приказом священного Синода было предписано строительство новой зимней Троицкой церкви с одним Богоявленским приделом.
А вместо утраченных Никольского и Параскевинского приделов была позже построена отдельная летняя церковь - с главным престолом Владимирским. Время её строительства пришлось с 1745 по 1757 годы. В целом этот храм дошёл до нас без значительных изменений.
И уже позже, в 1847 году, была возведена шатровая колокольня, что образовало традиционный для Севера тройник - летний храм, зимний храм и колокольню, весь обнесённый оградой.
Весь тройник, включая и Владимирский храм, очень живописно располагался на высоком берегу реки Онега.
Так как здесь, выше по течению реки, расположены знаменитые онежские пороги, храмовый комплекс выполнял так же роль своеобразного маяка.
Через 30 лет, в 1886 году, в этих краях побывал известных архитектор, реставратор, исследователь русского деревянного зодчества, Владимир Васильевич Суслов.
Он сделал обмеры Владимирского храма и несколько его фотографий. Владимир Васильевич застал целым весь тройник.
Интересны и его дневниковые записи.
"Мне удалось собрать весьма интересный материал по древне-церковному зодчеству в селах Подпорожье, Чекуево, Посадном и др. В первом находятся две деревянных церкви и колокольня. Одна из церквей, во имя Владимирской Божией Матери крайне любопытна по своим наружным формам. Она построена, как значится в клировых записях, в 1741 году. Обшивка стен, окон и карнизов церкви сделана в недавнее время; общие же формы вполне сохранились. Старинное крыльцо, при обшивке церкви, несколько переделано, хотя находится на том же месте. Он, как заметно и в других церквах, расположено со стороны входа на погост.
Все срубы храма имеют подвалы - "подцерковье". Главный сруб увенчивается пятью главами, а три прируба завершаются небольшими шатриками с главками. Алтарь состоит из трех делений, причем каждое из них имеет форму половины восьмиугольного сруба. Эти деления занимают все пространство восточных стен, главного и бокового срубов. Крыша над алтарём общая, в форме трехлопастного очертания с заострением вверху.
Другая церковь состоит из главного прямоугольного сруба, с пятью главками и придельного - с одной главкою. Крыши над обоими помещениями сделаны такой же формы, как и на главном срубе предыдущей церкви. Алтари пятистенные, в виде половины восьмиугольных срубов. К западной стороне церкви прилегают трапезная и галерейка».
В.В. Суслов, «Путевые заметки о Севере России и Норвегии»
В советское время храм был закрыт, использовался для нужд местного колхоза под складское помещение.
Владимирская икона Божией Матери
Празднование: 6 июля, 8 сентября, 3 июня
Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни.
Владимирская икона Божией Матери, по церковному преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. Она написана на доске из стола, на котором совершали трапезу Господь Иисус Христос, Его Пречистая Матерь и праведный Иосиф Обручник. Сама Пресвятая Дева видела икону и предрекла ее благодатную силу: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет».
В 450 году, при императоре Феодосии II Младшем (408450), святая икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал ее в Киев в дар великому князю Юрию Долгорукому. Икона Божией Матери была поставлена в женском монастыре в Вышгороде, который в древности был удельным владением святой благоверной княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой благоверный князь Андрей Боголюбский хотел перенести икону в Суздаль. Но в 10 верстах от ВладимиранаКлязьме лошади, на которых везли икону, остановились и никакими усилиями их не могли сдвинуть с места. После усердной молитвы перед святым образом князь Андрей получил повеление Богоматери поставить икону во Владимире. Святой князь исполнил слово Божией Матери и оставил икону во Владимире, где для нее был построен величественный Успенский собор. С тех пор икона Божией Матери стала именоваться Владимирской.
Владимирская икона – один из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. С древних времен она прославилась многими чудесами. Молитвы перед Владимирской иконой неоднократно спасали Отечество от многих бед. Икона участвовала во многих походах русского воинства, особенно она прославилась как заступница Руси от нашествия монголотатарских завоевателей. Русская Православная Церковь установила празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери трижды в год: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
6 июля празднество Божией Матери в честь Ее святой Владимирской иконы совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, при великом князе Иоанне III. С огромными полчищами хан Ахмат шел к Москве, по пути разоряя русские земли. Он дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III со своим войском стал на противоположном берегу реки. В отечественной истории это событие известно под названием «стояние на Угре». Продолжительное время оба войска не предпринимали решительных действий. Затем великий князь приказал своим войскам отходить, чтобы после перехода реки татарами начать сражение на своем берегу. Перед Владимирской иконой совершались непрестанные молебны, и вера православных не осталась бесплодной. Ночью на татар напал необъяснимый страх и их отступление превратилось в паническое бегство. Это событие имело огромное историческое значение для Руси: победа над Ахматом, дарованная русскому народу предстательством Божией Матери, стала окончательным свержением татаромонгольского ига, тяготевшего над Россией многие годы. В память об этом реку Угру назвали «поясом Богоматери». В благодарность за освобождение от татарского ига в 1480 году и было установлено празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери. 6 июля в Москве совершался крестный ход с Владимирской иконой из Успенского собора в Кремле, где она хранилась, в Сретенский мужской монастырь, основанный на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери, перенесенной в Москву из Владимира в 1395 году.
ст.Грибаниха, далее по путям на запад 1,2 км до точки N63.79836; E38.33384, далее направо по тропинке ок. 2 км; либо на лодке с правого берега от Каменихи (там ходят автобусы)