Законсервировано

Церковь Тихвинской иконы Богоматери в с.Демидовское (Нижняя Пуя)

Регион
Архангельская область
Район
Шенкурский
Деревня
с. Демидовское (Нижняя Пуя)
Координаты
61.649685681339, 42.446214613868
Состояние
Законсервировано
Описание

Тихвинская церковь достаточно традиционна для Поважья. В плане она представляет собой квадратный двусветный четверик, с установленным на него восьмериком с повалом, который венчает так называемый «важский купол» или «пучина» с одной главкой.  Такое завершение характерно именно для Поважья второй половины XVIII века.

Алтарный прируб тоже с крутым повалом, является пятистенным по своей планировочной структуре. Покрытие алтаря пятигранное.

Притвор крыт вальмовой трехскатной крышей.

Храм стоит на высоком подклете, фундамент – валунный. Сохранились остатки внешней обшивки храма. 

Ещё одной особенностью храма является сохранившаяся объемно-планировочная структура входа с крыльцом и площадкой на консолях. Между верхней и нижней площадками была лестница, ныне разрушенная.

Сейчас сложно представить себе как выглядел храм раньше – его завершение полностью утрачено.

Противоаварийные и ремонтные работы

Ещё в советское время провалившаяся кровля была закрыта временной конструкцией, но и она обрушилась.

В 2019 году, по заказу фонда «Фонд возрождения духовно-культурного наследия Отечества», были проведены работы для оценки состояния храма.

Были выявлены серьезные проблемы: полностью утрачена кровля четверика, сам восьмерик и его завершение, внутри храма утрачены перекрытия и полы. 

В 2019-2021 годах силами добровольческого проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» проведены противоаварийные и консервационные работы.

Во время проведённых работ были найдены жертвенник храма, столешница от престола и икона, которой в советское время было забито окно в алтаре (к сожалению, изображение на иконе практически полностью утрачено).

Проведенные противоаварийные работы сезонов 2019-2021 годов предотвратят дальнейшее ухудшение состояния здания и обеспечат конструктивную устойчивость и защиту от атмосферных осадков на 7-10 лет.

   

История

Важская земля известна со времен новгородской колонизации северных земель в XI веке. В частности, одно из важских поселений – Усть-Вага (что на реке Вага, недалеко от места её впадения в реку Северная Двина) упоминается в Уставе новгородского князя Святослава в 1137 году.

Уже в начале XIII века в письменных источниках фигурирует поселение Шенкурск («курья» – что в поморском лексиконе означает «слепой рукав реки» или иногда «небольшая речка», а «Шенг» или «Шеньга» – название речки).

В целом, важской землей называли все территории, расположенные по реке Ваге – одному из крупнейших притоков Северной Двины.

Географическое положение этой территории давало возможности для активной торговой деятельности. В частности, через притоки Ваги Кокшеньгу, Устье и другие можно было выйти из реки Сухоны (а это путь из Москвы-Новгорода-Вологды) в Северную Двину, а по ней в Архангельск.

Также через Вагу была возможность выйти на Урал.

Поселения на Ваге были богатые, храмы большие.

В конце XV века эти территории вышли из-под власти Новгорода и отошли Московскому государству.

По территориальному признаку, эти земли в 1708 году вошли в  состав Архангельской губернии под названием «Важская доля». Почти через 50 лет Важскую долю разделили на две половины – Шенкурскую и Верховажскую. А ещё через несколько лет преобразовали в уезды – Шенкурский и Вельский.

Основными занятиями населения были сельское хозяйство, лесные промыслы, смолокурение и отхожие промыслы.

 Село Демидовское (Нижняя Пуя) расположено между Вельском и Шенкурском,  на правом береги реки Пуя, в нижнем её течении, относительно недалеко от впадения в реку Вага.

 Самостоятельный приход здесь был образован в 1834 году, по просьбе местных жителей. До этого времени существующие храмы Нижнепуйского прихода находились под попечением священников соседних приходов – в первую очередь Пуйского.  На конец XIX века Шенкурский уезд образовывал 4 благочиния. Нижнепуйский приход относился ко второму благочинию.

Сам приход состоял из 11 деревень, население составляло около 1000 человек.

В то время в селе Демидовском находилось два храма. До их постройки на этом месте была часовня во имя великомученика Димитрия Солунского. Позднее был возведен одноименный храм, сгоревший в 1728 году.

Уже на следующий год, в 1729,  было начато строительство нового храма, который был освящен в честь того же святого.  Простояв 140 лет, храм за ветхостью был разобран и замёнен новым, построенным в 1869 году, без изменения посвящения храма.

В храме было три престола: главный – в честь Вознесения Господня, два придела в трапезной – в честь великомученика Димитрия Солунского и преподобного Варлаама Важеского.

До нашего времени храм Димитрия Солунского не сохранился. Однако известно, что в плане это был деревянный, крещатый, одноглавый храм, на каменном фундаменте. Он простоял до 1930-х годов и был разрушен.

При храмах была деревянная колокольня и каменная ограда, тоже не сохранившиеся до нашего времени. В приходе с 1882 году существовала церковно-приходская школа, содержащаяся на средства церковно-приходского попечительства.

Второй храм, согласно второму выпуску «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской Епархии» от 1895 года, был построен в 1794-1795 году (перестраивался в 1881-1882 году) и был однопрестольным, в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Однако, в других источниках этот же храм упоминается как храм во имя Тихвинской иконы Божией матери.

В данном описании мы ориентируемся на те сведения, которые даны в Едином реестре объектов культурного наследия Российской Федерации, где этот храм указан как Тихвинский.

Посвящение

Тихвинская икона Божией Матери, по церковному преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Апостол Лука передал икону вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим. В V веке супругой византийского императора Феодосия II Младшего (408–450) Евдокией икона перенесена в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. В период иконоборчества святая икона была сокрыта от еретиков в обители Пантократора, а затем возвращена во Влахернский храм.

Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. Однажды святая икона чудесным образом покинула Влахернский храм и переместилась по морю в неизвестном направлении, но через некоторое время возвратилась на прежнее место.

В 1383 году при императоре Иоанне V Палеологе (1341 –
1391) святая икона вновь покинула Константинополь. В том же году она явилась в пределах Новгородской земли: ее увидели местные рыбаки в сиянии плывущей по водам Ладожского озера. Затем святая икона являлась в селе Вымоченице на реке Ояти (левый южный приток реки Свири), в местечке Кожела близ реки Паши (впадающей в Ладожское озеро), в нескольких других местах. Наконец, икона остановилась близ г. Тихвина на реке Тихвинке (приток р. Сясь, впадающей в Ладожское озеро). В местах, где являлась чудотворная икона, окрестные жители устраивали в честь Божией Матери храмы или часовни: в Вымоченице – сначала часовню, а затем – храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Место для пребывания святой иконы было выбрано Самой Божией Матерью. Когда жители Тихвина и окрестных сел увидели на воздухе икону, они стали усердно молиться Божией Матери. После усердных молитв икона опустилась на землю. На этом месте стали сооружать часовню. К вечеру были сооружены три венца часовни и заготовлен материал для дальнейшей работы. Однако ночью святая икона вместе со срубом и заготовленным лесом невидимой силой была перенесена на другой берег реки Тихвинки. Там и было закончено сооружение часовни.

О явлении чудотворной иконы было сообщено великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу Донскому (†1389) и архиепископу Новгородскому Алексию (1360–1388), который благословил построить на Тихвинке храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, передал для него антиминс и рукоположил нескольких пресвитеров и диаконов.

Святая икона хранилась в храме на том же месте, как и во Влахернском храме: от западных дверей у правого столпа храма. Через семь лет Успенский храм сгорел, однако чудотворная икона невидимой силой была избавлена от огня. Храм был восстановлен, но через пять лет вновь сгорел, икона же была обретена невредимой. Вновь построенный храм простоял более ста лет. В царствование великого князя Московского Василия IV (1505–1533) вместо деревянного храма был построен каменный.

При Иоанне Грозном (†1584) вокруг Успенского храма был устроен Тихвинский мужской общежительный монастырь. Привлеченные знамениями, совершавшимися от Тихвинской иконы, в монастырь собрались многие иноки. Тысячи паломников ежегодно посещали обитель. Особенно часто у чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери исцелялись больные глазами и прозревали слепые.

В 1613–1614 годах шведские войска, захватившие Новгород, неоднократно пытались разрушить Тихвинскую обитель. Однажды во время осады Божия Матерь явилась благочестивой женщине Марии, получившей перед Тихвинской иконой исцеление от слепоты, и повелела обнести Свою икону с крестным ходом по стенам монастыря. Когда повеление Царицы Небесной было исполнено, на осаждавших напал «беспричинный» страх, они пришли в смятение и бежали от обители. В другой раз во время осады монастыря шведы увидели несметные полки русских, шедшие на них из обители. Так было неоднократно, об этом рассказывали пленные шведы.

История свидетельствует о том, что после чудесной победы над шведами в монастырь прибыло русское посольство. Получив точный список с чудотворной Тихвинской иконы, послы направились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, в 1617 году был заключен договор о мире со шведами, известный в отечественной истории под названием Столбовского. Главной порукой мира с русской стороны был список с чтимой иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву, в Успенский собор в Кремле, а затем, по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород, в Софийский собор.

Чтимые списки Тихвинской иконы Божией Матери, ознаменованные многочисленными благодатными проявлениями, получили особое распространение в Русской Церкви. В XIX веке совершались многочисленные крестные ходы по окрестностям монастыря с Тихвинской иконой, называемой «Выносной». К числу чтимых икон Божией Матери принадлежит «Тихвинская­Ополченная». В 1812 году, во время Отечественной войны, было сформировано народное ополчение, в котором находилась Тихвинская икона, взятая из Тихвинского монастыря и названная «Ополченной». После успешного окончания военных действий в память о победе воины вместе с иконой передали обители пожертвования. На иконе они сделали надпись: «Возлюбленные братия и соотечественники! Взирая на сие, помяните в молитвах подвизавшуюся дружину воинов за веру и Отечество и сохраните памятник сей до позднейших потомков к подражанию в напутствование самих себя на славу и защиту Отечества». Патриотический призыв тихвинцев был поддержан. Во время Крымской войны 1855–1856 годов эта святая икона вновь сопровождала Тихвинскую дружину в походах, а по окончании их была возвращена в обитель. Чудотворные списки с Тихвинской иконы были и в других городах России: Петербурге, Новгороде, Переславле Залесском, Цивильске, Казанской губернии и других.

Краткое описание маршрута

по соответствующему указателю поворот налево с трассы М8. Церковь расположена в центре села.