Церковь свщмч Власия Севастийского в с.Тулгас
Церковь относится к типу «трапезных» и имеет кубоватое завершение.
На высокий четверик поставлен небольшой ложный восьмерик, имеющий кубоватое завершение, крытое лемехом (главка церкви сгорела в 1865 году).
Храм представляет собой рубленую постройку из брёвен диаметром 28-34 см на высоком подклете. Обшит филёнчетой доской, кровля покрыта берестой. Состоит из трёх объёмов в форме креста в плане. Высокое крыльцо и грушевидный купол, покрытый лемехом, утрачены. Частично сохранились декоративные элементы карниза. Основной объём –
куб храма 8х9 м и 10 м высотой, на который опирается восьмигранный барабан с окнами. Высота до предполагаемого основания креста на куполе 20 м. Более низкая часть высотой 8,4 м до карниза, конёк которой приходит под карниз куба храма. Трапезная 6х7,5 м продолжается притвором длиной 3,5 м. Апсида алтарной части 5,5х6 м по высоте продолжает линию карниза трапезной. На восточной стене основного сруба сохранились крепежные элементы иконостаса. Сохранился позолоченный резной иконостас без икон, но с росписями по нижнему поясу. В подклете сохранились деревянные рамы, предположительно из проёмов восьмигранного барабана, и части иконостаса. Балки западной стены куба храма сгнили и прогнулись. Храм сильно покосился, но сохраняет жёсткость благодаря врубленным соединениям стен. В алтарной части отсутствует покрытие кровли.
Сохранились двустворчатые двери из притвора в трапезную.
Первая экспедиция «Общего Дела» в храм Власия состоялась в 2013 году. Тогда были проведены первые косметические работы, отслужена первая за долгие годы Божественная литургия и совершено Таинство Крещения.
Силами проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» в 2019 году проведены следующие работы:
- Устройство внутреннего каркаса для укрепления аварийных участков подкровельных конструкций в молельном помещении и установка подпорных конструкций под деформированные конструкции потолков в остальных помещениях храма;
- Установка силовых лесов в местах наибольших деформаций сруба;
- Установка сжимов на поврежденных и деформированных участках стен;
- Устройство временных щитов из досок в местах утраты полов;
- Обработка участков с биопоражением бесцветным антисептиком;
- Установка временного крыльца;
- Изготовление и установка Креста;
- Устройство консервационных кровель из листов ондулина (черного цвета) по дощатой обрешетке над всем объемом здания, включая центральный восьмерик.
К 1778 году в Тулгасе уже существовали две ветхие церкви. В 1778 году на месте разобранной была построена вновь церковь Власия, которая затем сгорела. Существующая ныне церковь построена в 1795 году. Отдельно стоящая восьмигранная колокольня, построенная в 1781 году, не сохранилась.
В приходе имелась особо чтимая икона сщмч. Власия, молебны перед которой служились в день освящения Власиевского храма 6 июля. Богомольцы приходили как из соседних приходов, так и из дальних, в том числе из Вологодской губернии.
Священники: Стефан Попов (1751-1763 гг.); Феодор Стефанов Попов, в 1764 г. отдан в солдаты за неблаговидное поведение; Лукиан Евфимов Тушев (до 1778 г.); Андрей Матвеев Большаков (до 1787 г.); Иосиф Иаковлев (до 1798 г.); Иоанн Иосифов Яковлев (до 1813 г.); Димитрий Андреев Галактионов (1814-1865 гг.), вышел в отставку и скончался в 1874 г. в Шенкурске; Михаил Иоаннов Макаров (до 1876 г.), скончался в 1881 г. в должности епархиального миссионера; Василий Иоаннов Новиков (до 1880 г.), скончался от простуды, полученной им при служении в холодной церкви зимой после того, как в 1876 г. сгорела теплая церковь; Стефан Васильев Гурьев (до 1884 г.); Петр Иоаннов Ручьев (25.9.1884-1893 г.). Псаломщик Прокопий Ручьев (1884-1886 гг).
На момент составления паспорта памятника в 1971 году, еще сохранился иконостас с иконами конца XIX века.
В советское время храм использовался под склад зерна.
Священномученик Власий, епископ Севастийский
Память: 24 февраля
Священномученик Власий, епископ Севастийский жил в городе Севастии (Каппадокийская область Малой Азии) и известен своей праведной и благочестивой жизнью. По единодушному избранию жителей он был рукоположен епископом своего города. Это произошло во времена царствования римских императоров Диоклитиана (284305) и Ликиния (307324) – жестоких гонителей христиан. Святой Власий укреплял своих пасомых, посещал заключенных, поддерживал мучеников.
Многие христиане в то время скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Святому Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос. Там он стал подвизаться в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их. Больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая. Они прибыли для отлова зверей, необходимых им для терзания мучениковхристиан. Слуги донесли своему господину, что на горе скрываются христиане, и он приказал схватить их. Однако посланные нашли лишь Севастийского епископа. Прославляя и благодаря Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами. По пути в город святой исцелял больных и совершал чудеса.
Так, некая бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние – поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен...». И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес свою добычу невредимой.
Агриколай встретил епископа льстивыми словами, называя его другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу. Ночью святого Власия навестила бедная вдова, которой по его молитве волк вернул поросенка, и принесла святому Власию пищу.
На другой день святого опять подвергли мучениям, но он остался непоколебимым. Когда же его вели обратно в темницу, семь жен шли за ним и собирали капли его крови. Всех их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте. Христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией. Тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из жен было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и опять непреклонно исповедал свою веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой Власий, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему по воде, призывая в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.
Агриколай был в ярости от того, что потерял своих лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним двух порученных его попечению юношей, детей мученицы. Перед смертью священномученик молился о всем мире и особенно о тех, кто будет чтить его память. Событие это произошло около 316 года.
В день памяти святого благочестивые люди стали приносить в церковь свечи и ладан, раздавать милостыню. Этот обычай укоренился в память поступка блаженной вдовы, которая принесла святому Власию пищу в темницу. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы. Святой почитается как целитель детей (на Западе), к нему обращаются с молитвой при болезнях горла. На Руси он считается покровителем пастухов и животных.
По трассе Котлас - Архангельск.