Церковь Спаса Преображения в с.Ижма
Преображенская церковь представляет собой очень интересный пример памятника деревянного зодчества, в первую очередь своей простой, лаконичной формой - храм срублен в виде куба.
Если внимательно осмотреть его, мы не увидим традиционной для храма алтарной апсиды - вся алтарная часть расположена внутри основного сруба. Это тоже очень замечательная особенность данной постройки.
Первоначально здесь находился целый ансамбль, состоящий из двух храмов с колокольней и домом настоятеля.
В 2019 году были проведены обследования храма и по итогу выпущен проект противоаварийных и консервационных работ.
В 2020 году специализированной компанией ООО «ТихвинПроектРеставрация, при помощи добровольцев проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера", были выполнены следующие работы:
1. Завезены и складированы строительные материалы;
2. На кровле смонтированы временные строительные леса для доступа к главам (после консервации глав леса демонтированы);
3. Конструкция центральной главы изнутри укреплена раскосами;
4. На всех главах храма обновлено консервационное покрытие (использован стеклоизол «технониколь» в два слоя, закрепленный перфорированной металлической лентой);
5. С кровли храма демонтировано ветхое консервационное покрытие рубероидом периода предыдущей консервации. Поверх существующего теса смонтировано консервационное покрытие из ондулина черного цвета по разряженной обрешетке;
6. Отремонтированы полы и входные двери, пострадавшие ранее от локального пожара в алтарной части храма;
7. На окнах установлены дощатые щиты;
8. В алтаре установлены Престол и Жертвенник, изготовленные из лиственницы, в храме развешены иконы. Впервые после закрытия храм отслужена Божественная литургия;
Поселение Ижма находится на берегу одноименной реки, которая является притоком реки Кузнечиха (правый рукав Северной Двины).
Ижемский приход на конец XIX века состояли из двух храмов: зимнего (теплого) во имя Воскресения Христова (возведенного в 1887 году), и летнего (холодного) во имя Преображения Господня (с приделами Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев и преподобного Антония Сийского). Нельзя не обратить внимание, как замечательно ансамбль вписан в окружающий ландшафт.
Количество населения прихода к этому времени было невелико - около 700 человек. Однако при храме была открыта в 1886 году церковно-приходская школа.
В деревне Ижмозерской (что находилась некогда на берегу одноименного озера), была в 1840-х годах устроена деревянная часовня - прямоугольная в плане, теплая, построенная на средства местного мещанина.
Любопытна история и самого Ижмозерского поселения. Было оно основано в начале XIX века. Вот что указано в "Историческом описании приходов и церквей Архангельской Епархии, вып.1, 1894 год": "Первыми поселенцами этой деревни были раскольники из разного сословия. Поэтому в 40-х годах она называлась пустынью, в которой было до 40 келий, а часовня моленной, в которой службу для раскольников отправлял какой-то солдат, а после него его сын. В 60-х годах большая часть построек перевезена в Ижму, а на моленной [часовне], сооружен крест, после чего пустыня стала называться деревней, а моленная - часовней".
Летний храм был построен в 1679 году на месте более древнего Преображенского храма, скорее всего разобранного за ветхостью. Тогда же был освящен и главный престол храма - во славу Преображения Господня.
Через два года - в 1681 году, был освящен Антониевский престол, расположенный в северном приделе храма, а еще через несколько лет - престол Зосимы и Савватия в южном приделе. Трем престолам храма соответствовали три шатра и три главы, над ними возвышающиеся. Композиция, как предполагает знаменитый архитектор-реставратор деревянного зодчества - Александр Викторович Ополовников, была подобна трехшатровому построению Успенского собора в Кеми.
В 1717 году верх храма был перестроен: шатры сняты, а вместо них появилась четырехскатная кровля с пятью главами. Замена шатров пятиглавием - весьма характерное для начала XVIII века явление, связанное с гонениями на древлеотеческие архитектурные образы, в том числе и на шатровые покрытия, столь любимые народом и некогда широко распространенные в храмовом зодчестве.
Когда-то вокруг церкви была обходная галерея. О ее существовании свидетельствуют двери, расположенные теперь высоко над землей. Рядом с ними видны узкие волоковые окна, через которые можно было слушать церковную службу, стоя на галерее. Эта галерея была утрачена, возможно, в один из переносов церкви, спасаемой от затопления паводковыми водами, когда ее разбирали и собирали вновь на более высоком месте.
Взамен обходной галерее при воссоздании храма в один из его переносов была построена небольшая паперть, над которой в 1848 году соорудили колокольню, разобранную в концу века "за ветхостью".
Внутри храм освещается двумя рядами окон, потолок достаточно высокий и расположен на уровне карниза крыши.
Так же внутри сохранились резные колонны - с северной и южной стороны. Но это не декоративный элемент, а конструктивный. Скорее всего они были установлены уже в XIX веке, дабы предотвратить провисание потолка.
Храм, к сожалению, утратил не только свой исторический шатер, алтарь с бочкой, паперть и крыльцо, но и всё свое внутреннее убранство.
В начале XX в. церковь сильно подмыла река, что вынудило передвинуть церковь дальше от берега.
После закрытия храмов в Преображенской церкви был устроен склад. В конце советского периода на церкви были проведены консервационные работы – установлены внутренние строительные леса, кровля перекрыта рубероидом по историческому тесу, главы законсервированы. Но к 2000-м годам храм пришел в аварийное состояние.
Воскресенская зимняя церковь является памятником регионального значения.
Построена она была на месте более ранних храмов, которые перестраивались, меняли своё положение, сгорали.
По своей композиции имеет форму креста, с одним престолом. Кровля четырехскатная, покрытая металлом. Когда-то над папертью храма была устроена колокольня (восьмерик на четверике), ныне утраченная.
В советское время в Воскресенском храме был устроен клуб.
В 2020 году силами добровольцев в храме Воскресения Христова проведена уборка, стены очищены от надписей. На месте утраченного иконостаса развешены иконы. Изготовлены щиты на окна, установлена входная дверь.
Для тех, кто хочет более подробно ознакомиться с историей строительства Преображенского храма, рекомендуем прочитать статью Ивана Землякова "О первоначальном облике Преображенской церкви в селе Ижма".
Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф. 17, 1–13; Лк. 9, 28–36).
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16, 22).
По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его», приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий, дать им незыблемое свидетельство добровольности его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты есивоистинну Отчее сияние».
И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».
Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в какомлибо возрастании его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении его Божества в природе человеческой.
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, – молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, янадлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно –
важнейший момент христианского учения о человеке.
Обожение есть условие, предварение спасения. Именно поэтому Преображение – залог Воскресения.
Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота Горы означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов – богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение, так как Фавор поеврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.
От Архангельская на северо-восток около 25 км.