Церковь преп. Зосимы и Савватия Соловецких в д. Яковлевское (Ворзогоры)
Храм Зосимы и Савватия представляет собой симметричную постройку, вытянутую с запада на восток и состоящую из нескольких частей - основной объем, алтарь, трапезная и сени с колокольней. Из сеней лестница ведет на колокольню, которая была, скорее всего, пристроена к храму позже, в 1889 году.
Общий вид храма
Основной объем храма представляет собой невысокий четверик, с четырехскатной кровлей. В центре установлен многогранный барабан с повалом, переходящим в низкий купол. Шпиль, вырастающий из него, имеет в нижней части расширение, и небольшой гонтовый воротник. Венчает шпиль маленькая главка с крестом.
Повал — постепенное наклонное расширение сруба в основании кровли, наиболее часто применяемое в многогранных (восьмериковых и шестериковых) высотных конструкциях храмов и колоколен.
Гонтовый воротник — декоративное окаймление шейки главки короткими тесовыми дощечками — гонтом.
Трапезная небольшая, крыта на два ската.
Завершение колокольни отличается от завершения храма. Здесь мы видим уже не купол со шпилем, а шатёр, крытый тёсом. Венчает шатёр главка, обитая металлом, с крестом.
Вид храма со стороны колокольни
Алтарный прируб пятигранный, с тремя окнами.
Планировочная структура храма представляет собой яркий пример соединения в одной постройке колокольни и церкви.
Во внутреннем убранстве храма сохранился каркас иконостаса.
В 2021 г. проектом "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера" были проведены противоаварийные и консервационные работы.
Были выполнены следующие работы:
- установлена консервационная кровля на основном четверике;
- установлена консервационная кровля на нижних полицах колокольни;
- на втором ярусе колокольне, в юго-западном углу, поврежденном гилью, после расчистки от гнили, установлены односторонние сжимы с креплением на глухари;
- установлена подпорка под поврежденный юго-восточный столб колокольни, заменена сгнившая балка, на которую опирался этот столб;
- со второго на третий ярус колокольни вместо подгнившей ремонтной лестницы установлена новая;
- выполнен ремонт потолка в основном объеме;
- укреплен пол в алтаре;
- обработаны антисептиком все вновь вводимые элементы из дерева;
- изготовлен престол;
- в храме проведена генеральная уборка, развешены иконы, привезенные участниками экспедиции;
- изготовлены и установлены информационные стенды около церкви прп. Зосимы и Савватия и около Введенского храма;
- около Введенского и Никольского храмов скошена трава и установлена детская площадка с качелями и канатами;
- в праздник Смоленской иконы Божией Матери протоиреем Алексеем Яковлевым и иереем Владимиром Сухановым была отслужена Божественная литургия.
Храм поставлен на охрану в 1998 году.
Храм Зосимы и Савватия был возведен в 1870 году на кладбище, которое расположено между деревнями Кондратьевская и Яковлевская. Но если быть точнее, кладбище находится чуть ближе к первой деревне.
Строительство храма было в то время, когда эти земли относились к Архангельской губернии Онежского уезда.
На 1833 год, согласно описи этого уезда, на кладбище Ворзогорского прихода упоминается часовня во имя Преподобных Отцов Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, "построена с давних времен иждивением крестьян, с дозволения Крестного Монастыря духовных властей..". Крестный монастырь - это обитель, существовавшая на Кий - острове с 1656 года. Крестный монастырь был основан по личной инициативе Патриарха Никона. Монастырь замечательно вписывался своими архитектурными решениями в суровый облик острова. Был закрыт в 1921 году.
Каркас иконостаса в храме
Храмы в Ворзогорах были закрыты в 1930 году. Храм Зосимы и Савватия использовался как склад и практически полностью зарос окружающим лесом к началу 2000х годов. Благодаря деятельности местных жителей и проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера" территория вокруг храма была расчищена и были проведены противоаварийные и ремонтные работы на храме. В дальнейших планах - проведение реставрации храма.
Перенесение святых мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев
Празднование: 21 августа
Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свой подвиг в одиночестве.
Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорока, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытии, в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.
По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена. В обители не забыли первонасельника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев КириллоБелозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года.
Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Первое обретение мощей преподобных отцов было 15 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Прославленный игумен Соловецкого монастыря священномученик Филипп (Колычев; 1569), ставший настоятелем в 1548 году, много потрудился во славу обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святые реликвии были установлены у мощей преподобных: икона – у гробницы святого Савватия, а крест – в часовне святого Германа. Было также дополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освящения Преображенского собора 21 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим Митрополитом Московским. Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.
Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как покровители пчеловодства. В народе бытуют следующие поговорки и пословицы: «Что у пчел в соту, то Зосима и Савватий дал»; «Пчелка – Божия угодница, а и та ЗосимеСавватию свой молебен поет». Во многих местностях России к дню памяти преподобного Зосимы«Пчельника» (30 апреля) приурочивалась выставка пчел. В день памяти преподобного Савватия (10 октября) обычно завершается уборка пчел в омшанник на зимовку.
В средней части села Ворзогоры, у кладбища