Законсервировано

Церковь Николая Чудотворца в д.Унежма

Регион
Архангельская область
Район
Онежский
Деревня
Унежма
Координаты
63.917162868389, 36.793444069096
Состояние
Законсервировано
Описание

Объект культурного наследия регионального значения.

Никольская церковь относится к типу поонежcких кубоватых храмов, которые были широко распространены в своё время вдоль реки Онеги и по Онежскому берегу Белого моря. Таких храмов до настоящего времени сохранилось немного. Известные примеры этого типа – пятиглавые кубоватые храмы в Архангело, Турчасово, Подпорожье. Территориально близкие примеры – это храмы в Нименьге и в Вирме.

Однако отличительной особенностью Никольского храма является наличие на кубе только одной главки, в то время как обычные кубоватые храмы Поонежья были пятиглавыми.

Одним из известных существующих примеров кубоватого одноглавого храма является храм Богоявления Господня в Поле (недалеко от села Большой Бор, на реке Онеге).

В плане Никольский храм представляет собой вытянутый прямоугольник, состоящий из нескольких частей. Основным объемом храма является четверик с повалом, завершенным кубом с главкой. Бревна рублены «в обло» – т.е. с остатком.

Пятигранный алтарный прируб примыкает к четверику с востока. Он завершается «бочкой». Стены прируба рублены «в лапу» – это способ соединения бревен в углах, при котором концы бревен не выходят за пределы наружной плоскости стены.

С запада к четверику пристроена трапезная, крытая двускатной кровлей, с главкой на коньке. В дошедших до настоящего времени пропорциях, трапезная появилась в 1902 году. По замыслу архитекторов, она имеет несколько особенностей. Во-первых, она прирублена к четверику не вплотную, т.е. между двумя срубами есть зазор, зашитый досками. Во-вторых, по ширине новая трапезная существенно превышает четверик, и благодаря
этому в её восточных углах располагались дополнительные приделы, с главками над ними. (Существовавшая на ее месте ранняя трапезная была значительно уже).

Вход в храм осуществлялся с западной стороны, через небольшой притвор с крыльцом, крытый двускатной кровлей.

Когда-то храм снаружи был обшит тесом, в настоящее время практически вся обшивка утрачена.

И куб на четверике, и бочка на алтарном прирубе крыты гонтом – коротким кровельным тёсом, применявшимся для покрытия разных форм завершений.

Храм стоит на традиционном для деревянного зодчества валунном фундаменте, однако с течением времени некоторые валуны просели в грунт и нижние венцы стали разрушаться.

С целью сохранения храма в 2020 году были проведены противоаварийные и консервационные работы по заказу «Фонда возрождения духовно-культурного наследия Отечества». Неоценимую помощь реставраторам оказали добровольцы проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Были выполнены необходимые для защиты храма работы:

 - сняты верхние аварийные венцы повала четверика;

- снята конструкция куба, с маркировкой всех элементов и складированием под защитным навесом;

- над четвериком храма, над алтарной его частью и над притвором была смонтирована защитная кровля;

- внутри храма были разобраны завалы. 

Теперь есть надежда, что храм дождётся столь необходимой ему реставрации.

 *      В тексте использованы материалы, опубликованные Еленой Евгеньевной Федосеевой. Всем, кто интересуется историей Унежмы, очень рекомендуем её книги и статьи.

История

Старинное поморское село Унежма стоит на выступающем мысу (называемом на поморский манер – наволок), резко вдающемся в Белое море. Само село окружено тремя холмами, обозначаемыми в поморском лексиконе как «варака».

История этого места началась в XII-XIII веках, когда новгородцы осваивали этот далекий беломорский край. Первое письменное упоминание об Унежме встречается в 1555 году.

С 1591 по 1764 годы территория Унежмы и некоторых других поморских сел отошла Соловецкому монастырю. В этих местах монахи устроили свои небольшие подворья, многочисленные соляные варницы, а также деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца.

Местные жители занимались в основном солеварением и рыбной ловлей, уходя в Баренцево море на многомесячные отхожие промыслы.

В конце XIX века село Унежма было частью Поморского почтового тракта (от Беломорска до Онеги), и только в 1950–х гг. появилась ещё одна Унежма – южнее, как станция железной дороги.

Начиная с 1930-х, когда в Унежме был образован колхоз «Великое дело», количество населения стало резко сокращаться. Великая Отечественная Война забрала многих мужчин, колхоз развалился, и сама деревня была объявлена «неперспективной». С 1960-х здесь проживали только пенсионеры. В настоящее время в Унежме нет постоянных местных жителей, только те, кто приезжают сюда на лето. 

На месте существующей Никольской церкви в Унежме был когда-то более ранний храм, сгоревший в 1812 году. Новый храм, чаяниями местных жителей, был начат в 1824 году и освящен уже в 1826 году.

До середины XIX века службы в Никольском храме совершали священники из соседнего Кушерецкого прихода – расположенного в 32 километрах от Унежмы. И только в 1847 году унежемский приход стал независимым, т.е. для постоянного служения в Унежму были направлены священник и дьякон.

В 1886 году по этим краям путешествовал известный русский архитектор, реставратор, большой ценитель деревянного зодчества – Владимир Васильевич Суслов. Он на своей фотографии запечатлел вид ансамбля (храм, колокольня, поклонный крест, кладбище, ограда и два дома причта), до его перестроек в начале ХХ века.

Проведенные ремонты с 1898 по 1910 годы существенно изменили облик Никольского храма. Именно в этом виде храм и дошел до наших дней. В это время были прорублены новые окна, расширены старые, с приданием им арочного завершения и дополнительного декора. Как раз в это время была прирублена новая трапезная, а колокольня вместо традиционного шатра приобрела купол со шпилем. Храм и колокольню обшили тесом и покрасили в желтый цвет.

К сожалению, колокольня была уничтожена в 1931 году.

Храм использовался в советское время как клуб, склад, после - коровник. Храм сильно разрушился, и к 2018 году был в аварийном состоянии.

Однако, обращает на себя внимание, что Никольский храм по-прежнему, как и было изначально задумано, является центром села, его доминантой, несмотря на то, что домов сохранилось совсем немного. Храм просматривается из каждой точки окружающего пространства, в том числе и с моря, хотя он относительно небольшой по размерам и скромный по декору и архитектурным приёмам. Но именно эта его простота и расположение придаёт ему невыразимое очарование и притягивает внимание.

Посвящение

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских

Дни памяти: 19 декабря, 22 мая

Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и добрыми людьми. Они долго молили Бога, чтобы Он послал им сына. И Господь даровал им необыкновенного ребенка: едва появившись на свет, он начал творить чудеса. Во время крещения младенец три часа простоял в купели; по средам и пятницам он сосал молоко только вечером, по окончании молитвенного правила «на сон грядущим».

Когда мальчик подрос, он быстро научился читать, изучил Божественное Писание и прочел много духовных книг. Он избегал пустых разговоров и легкомысленных друзей, зато часто ходил в церковь.

Дядя Николая, епископ Патары, заметил, что племянник особенно благочестив, и посоветовал родителям отдать его на службу Богу. Они с радостью согласились, и скоро епископ возвел юношу сперва в диаконский, а затем в священнический сан. Когда он рукополагал Николая, то по наитию Святого Духа пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем печальных и помощником попавших в беду.

Иерей Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Когда умерли его родители, он раздал все свое наследство бедным.

В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошел до такой крайности, что ради денег решился своих красавиц­дочерей толкнуть на путь греха.

Услыхав о том, как он бедствует, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видал, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашел их – и никак не мог поверить своему счастью. Поблагодарив Господа, он выдал замуж старшую дочь и дал за ней богатое приданое.

Святой обрадовался и ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Господь устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна.

Когда иерей Николай тихо подошел к дому и кинул в открытое окно узелок, бедняк кинулся за ним, догнал и стал целовать его ноги, а святой заклинал его сохранить все в тайне.

Вскоре Николай отправился в Палестину поклониться святым местам. Когда корабль плыл вдоль берегов Египта, начался такой шторм, что никто уже не надеялся спастись своими силами и все просили Николая помолиться, чтобы Господь избавил их от смерти. Священник стал усердно молиться, и шторм утих. Но тут случилась новая беда: один матрос сорвался с мачты  и разбился насмерть. И Николай­Чудотворец воскресил его своей молитвой.

На обратном пути из Палестины святой решил не возвращаться домой, где его все знали и почитали, а жить в каком­нибудь чужом городе при храме как нищий. И он поселился в Мирах, главном городе Ликии.

В то время архиепископ Мир и всей Ликии Иоанн скончался. Епископы собрались, чтобы избрать его преемника, но никак не могли договориться между собой.

Наконец, когда они присоединили к усердной молитве пост, старейшему из них было видение —явился светлый Муж и велел ночью встать у церковных дверей и ждать того, кто первым придет в церковь: «Его зовут Николай, это и есть Мой избранник».

Святой Николай всегда просыпался в полночь и молился до тех пор, пока не наступало время идти к утрене. Он очень рано приходил в храм, и в то утро первым вошел в притвор. Епископ подошел к нему, взял за руку и узнав, что его зовут Николай, очень обрадовался, не сомневаясь, что перед ним указанный Божий избранник.

Став архиепископом, святой Николай был так же милостив ко всем, так же по своему обыкновению постился до вечера и не носил дорогой одежды.

Во времена гонений на христиан он проповедовал Христа и был за это посажен в тюрьму, где немало пострадал от голода и жажды. Когда на византийский престол вступил благоверный царь Константин, гонения прекратились, и святой Николай вернулся к своей пастве.

Святой участвовал во Вселенском Никейском соборе, на котором были утверждены догматы Православной веры и предан анафеме еретик Арий.

Однажды архиепископа Николая позвали в город Плакомату – утихомирить воинов, которые грабили местных жителей. Когда, уладив дело, святитель обедал с царскими воеводами, приехали гонцы из Мир и со слезами рассказали, что правитель города Евстафий осудил на смерть трех невинных людей. Святой Николай, взяв с собой воевод, тут же отправился домой.

На месте казни стояла большая толпа; пройдя сквозь нее, святитель увидал троих несчастных со связанными руками и закрытыми лицами. Им уже пригнули головы к земле, и палач достал меч из ножен. Святой Николай выхватил меч у него из рук и развязал узников.

Народ радовался, и никто из городских властей не посмел сказать святителю ни слова. Правитель Евстафий бросился к его ногам, оправдывался и просил прощения, но Николай даже не смотрел в его сторону. Наконец, когда Евстафий сознался, что за взятку осудил на смерть невинных людей, и искренно покаялся, святитель простил его.

Царские воеводы удивлялись святости и ревности чудного архиерея; получив его благословение, они отправились обратно в Плакомату.

Эти воеводы вскоре удостоились почестей и были сделаны царскими советниками. Но нашлись люди, которые позавидовали им и оклеветали перед царем. Константин поверил наговору, велел посадить вельмож в тюрьму, а затем казнить. Один из них вспомнил, как святитель Николай спас от казни троих осужденных, и они стали молиться:

– Боже Николая, спаси и нас, как тех людей в Мирах! Никто не может помочь нам – помоги Ты Сам!

Ночью святитель Николай явился во сне царю Константину и грозно сказал:

– Встань и выпусти из тюрьмы невинных людей, их оклеветали. А если не послушаешься, пойду на тебя войной, и ты погибнешь!

– Кто ты такой, что угрожаешь мне? – спросил царь.

– Николай, архиепископ Мирликийский,­ был ответ.

В ту же ночь святитель явился во сне и царскому сановнику, который оклеветал воевод.

Наутро царь велел привести к нему узников. Они не знали, что сказать, и только уверяли царя, что всегда верой и правдой ему служили.

Константин смилостивился и заговорил с ними другим тоном, ласково и дружелюбно. А воеводы, глядя на царя, вдруг увидали рядом с ним святителя Николая, который подбадривал их.

– Боже Николая! – закричали они.­ Спаси нас, как спас невинных в Мирах!

– Кто это Николай и кого он спас? – спросил царь.

Воеводы рассказали ему о святителе Николае Мирликийском, и Константин тотчас освободил их со словами:

– Не я дарю вам жизнь, а великий угодник Божий Николай, которого вы звали на помощь. Поезжайте к нему и благодарите, а от меня передайте, что я сделал, как он сказал, и прошу на меня не гневаться.

Святитель Николай всегда сразу приходил на помощь тем, кто его звал.

Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в шторм. Моряки вспомнили, что слышали об архиепископе Николае­Чудотворце, и стали молиться, призывая его на помощь. Святой тут же явился, взял руль и повел корабль.Буря улеглась, подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань.

Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай­Чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет.

Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов.

Краткое описание маршрута

 

Моторной лодкой из Нюхчи, либо пешком (или транспортом повышенной проходимости) от станции Унежма (20 км) или от станции Малошуйка (57 км).