Законсервировано

Церковь Алексия, человека Божия урочище Куртяево

Регион
Архангельская область
Район
Приморский
Деревня
урочище
Координаты
64.522189, 39.26085
Состояние
Законсервировано
Описание

Урочище Куртяево расположено к северо-западу от Архангельска по дороге на Нёноксу. Строительство храма было связано с явлением иконы Алексия Человека Божьего. На этом месте как будто и не было нормального поселения. Куртяево известно своими минеральными источниками, и в XIX в. сюда приезжало много людей с целью паломничества и лечения. Рядом с церковью стояло несколько домов, а к востоку от алтаря – небольшая часовня.

Алексеевская церковь датируется 1721 г. Есть сведения о том, что она была переделана из часовни. Здание состоит из прямоугольного сруба молитвенного помещения, к которому примыкает пятигранный алтарь и трапезная с сенями. Стены имеют позднейшую обшивку, и в местах ее утрат открывается много интересных подробностей строительной истории памятника. Действительно самую старую часть здания составляет четверик и трапезная. Возможно, это была часовня, но не исключено, что и церковь, где алтарь помещался вместе с молитвенным помещением в едином срубе. На эту мысль наводит величина трапезной, размеры которой более подходят для церкви, нежели для часовни.

Раньше четверик был ниже, на что указывает след от более низкого, чем сейчас потолка, и заметная разница в бревнах нижней и верхней части сруба. Первоначально четверик, возможно, был покрыт на два ската. На старых бревнах остались следы от куриц. Стены алтаря примыкают к четверику глухими врубками, а бочка, покрывающая алтарь, врублена в верхнюю часть четверика с остатком, что свидетельствует об их одновременном строительстве. Конструкция кубоватого завершения рубленая, массивная. Основанием главы служит осевой столб и четыре столба в конструкции шеи. Журавцы главы и обрешетка сделаны из толстых досок и прекрасно сохранились. Лемех на главе и шее поражает своей подлинностью. Каждая лемешина разная, уложена не строго ровно, декор немного сбивчив, и в этой неправильности есть особая неповторимая красота, свойственная народному искусству.

Бревна сеней соединены с бревнами стен трапезной встык с перевязкой в нескольких верхних венцах. Конструкции обрамления окон, состоящие из косяков, соединенных «в ус» с небольшими заплечиками, свидетельствуют о том, что алтарь и сени были прирублены в XVIII в. Однако неравномерная и местами грубая отеска стен сеней вызывает вопросы и противоречит архаичному устройству окон. Возможно, сени перебирались.

Над срубом сеней стоит небольшая очень красивая колоколенка, покрытая куполом с главкой. Не исключено, что строительство колокольни не одновременно пристройке алтаря. Объединение церкви и колокольни в одно здание – это признак относительно позднего времени – второй половины XVIII или XIX в. Обшивка, несмотря на то, что является позднейшим наслоением, достаточно гармонично легла на стены. Окна при этом не растесывались и вокруг них снаружи были сделаны большие «просветы», напоминающие традиционные наличники. Обшивка состоит из широких досок, прибитых коваными гвоздями.

Церковь имела очень нарядное цветовое решение. Стены были окрашены охрой с белыми обрамлениями окон и карнизами. Крыша сочетала красную и зеленую покраску. Главы были окрашены в зеленый цвет. Краска, конечно, поблекла и местами облезла, но цвет прочитывается практически везде. Сочетание красного и зеленого цвета в церковных завершениях устойчиво повторяется на многих постройках. Эта традиция, несомненно, имеет давние корни.

Церковь в Куртяево – объект совершенно не изученный. Даже беглое обследование показало, что здание имеет сложную строительную историю и обещает еще немало интересных открытий.

Источник: http://poeziasevera.ru/iir12.php

В рамках Госпрограммы АНО "Традиция"  был разработан проект противоаварийных работ и в 2023г. ИП Туфанов А.С. проведены  работы.

 

История

Происхождение названий Куртяево, Куртява, Куртяевка достоверно неизвестно. Возможно, они восходят к чудским топонимам. Самое раннее упоминание Куртяева встречается в сотной грамоте Николо-Корельского монастыря 1587–1588 гг., среди владений которого указывается «поженка на Куртяеве Михаиловская Кологривоя…». Позже земля в Куртяеве стала принадлежать Кирилло-Белозерскому монастырю, однако с какого времени — неизвестно. Всего в посаде Ненокса, через который исторически проходила дорога на Куртяево, находились дворы и усолья 5 крупных северных монастырей: Антониево-Сийского, Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Николо-Корельского и Михаило-Архангельского. До постройки часовни и позднее церкви в Куртяеве никаких постоянных строений, кроме сенокосных и промысловых изб, очень характерных для Беломорья, здесь не было. Нет точных данных и о возможном использовании до 1721 г. куртяевских источников.

Новый этап истории Куртяева начался со строительства здесь на месте явления иконы Алексия, человека Божия часовни, а впоследствии церкви. В документах начала XIX в. упоминается «церковь преподобнаго Алексия, человека Божия, антиминс за подписанием Варнавы архиепископа 1721 года марта 2 дня». В документе 1722 г. указывается: «В Ненокоцком же усолье в расстоянии за семь верст по благословению Преосвященного Варнавы, архиепископа Холмогорского и Важского, построена и освящена церковь во имя Алексия, человека Божия. Построена мирским подаянием от христолюбцов. А в тое церкви служба бывает временная на празднество Алексия, человека Божия, в праздничные дни и кто по вере востребует. А службу в тое церкви отправляют они ж, Ненокоцкого усолья, священники. А та церковь построена на монастырской земле Кириллова монастыря, а прихожан определенных нет. Оное место званием Куртяево». В памятной книге Ненокского прихода за 1822 г. уточняется, что церковь построена из часовни, к которой в 1721 г. пристроили алтарь. Факт перестройки часовни в церковь подтверждается данными архитектурно-археологических обмеров. Стены первичной часовни сохранились на уровне оконных проемов. После появления церкви перед ее алтарем на месте явления образа была поставлена новая часовня. В результате возникла довольно редкая ситуация — одновременное сосуществование однопрестольной церкви Алексия, человека Божия, и часовни во имя его же. В связи с этим следует отметить, что храмы, освященные во имя св. Алексия, человека Божия, в России встречаются нечасто.

В ведомости о зданиях церковных за 1842 г. указывается «церковь деревянная, одноетажная в одной связи с колокольнею, за 15 верст при реке Куртявке во имя Алексия, человека Божия 1721 г.». При ней находились «два дома одноетажные, деревянные, из которых один — 1829 г., другой, старой,— неизвестно». В подробной описи имущества церквей Ненокского прихода Архангельского уезда впервые дана информация о часовне, которая стояла напротив алтаря церкви и соединялась с ней в единый архитектурно-художественный комплекс. В отличие от церковного здания, которое после 1721 г. только достраивалось, часовня периодически разбиралась и строилась заново, о чем свидетельствуют материалы разборки сруба перед реставрацией.

Алексиевская часовня в Куртяеве пользовалась особым почитанием: «В ограде против олтаря стоит часовня, рубленная во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по сказанию старожилов, он явлен на пню, об одной главе, крыта обыкновенно…». Очевидно, что часовня в единой связи с церковью строится не сразу, а по мере увеличения количества паломников и постепенной застройки бывшего «пустого места». В окончательном варианте застройки куртяевской поляны, площадь которой составляла 2 га и ограничивалась заливными лугами и лесным массивом, часовня оказалась за оградой церкви. «За оградой впереди алтаря стоит часовня во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по сказанию старожилов, явился образ его на пне». Сведения 1894 г. позволяют говорить об определенных изменениях в размещении часовни. Последний вариант ее расположения за оградой перед алтарем церкви сохранился до 1917 г. По традиции, в часовне не было пола, поскольку особое значение придавалось строительству ее над пнем, местом явления св. Алексия.

Очевидно, что и в XVIII, и в XIX в. Куртяево привлекало немало паломников. В 1810 г. церковный староста Ненокского прихода Скребцов направил прошение в консисторию о поправке, ремонте церкви и особо подчеркнул, что «церковь... по стечению многолюдняго народа весьма мала… требуется имеющуюся из трапезы стену выпилить и соединить воедино, да и пол в трапезе намостить новой…».

В описи имущества церквей Ненокского прихода за 1842 г. впервые описано обустройство для паломников ручья Талец. «К оной церкви расстоянием в одной версте принадлежит Талец. Вода в нем ключевая из-под горы, где над исходом воды выстроен анбар. В средине над ключом в квадрат ковчежец с двумя окнами для окачивания приезжающих богомольцов сделан. В нем два чуланчика заборного. Ниже пола вода течет по потокам. Для входа в анбар с двух сторон имеются простые на крюках и петлях двери». В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии» за 1894 г. это описание повторяется в целом, однако уточняются некоторые важные детали: «В одной версте от церкви находится «талец», или колодезь, вода которого… бежит из-под горы. Над ним построен амбар, а посредине его стоит ковчежец с двумя окнами, где приезжающие на поклонение иконе св. Алексия богомольцы окачиваются водою даже в зимнее время без вреда для здоровья».

О впечатлениях от посещения Куртяева говорится в заметке корреспондента «Архангельских епархиальных ведомостей» за 1904 г.: «Вода в ручье ключевая, зимою теплая, а летом холодная, имеет ту особенность, что никогда не замерзает, от чего самый ручей называется «талец». В том месте, где вода бьет ключом из земли, устроен колодец, над которым находится амбар с 2-мя отделениями. Все богомольцы, посещающие Куртяево, считают непременным долгом сходить к «тальцу»: здесь они моются или обливаются водою из «Тальца», с верою в ее целебность». В этой же статье дается описание Куртяевской церкви и чудотворного образа св. Алексия: «В Куртяеве находится чудотворный образ св. Алексия, человека Божия, помолиться пред которым я имел давнишнее желание… Не доехав полуверсты до Куртяева, мы увидели средней высоты холм, окруженный почти со всех сторон хвойным густым лесом, с церковию и тремя домами-гостиницами, расположенными на ровной площади... Церковь здесь небольшая, деревянная, с колокольнею, обшита и покрашена желтою краскою.

Церковь однопрестольная с приличным иконостасом и древнею иконою во имя св. Алексия, человека Божия. Помолиться сюда приходит издалека немало всякого люда, даже случаются богомольцы из других губерний. Здесь они молебствуют пред чудотворною иконою, многие говеют, освящая себя таинствами покаяния и причащения. Для этой цели временно приезжает сюда причт Ненокского прихода. Более всего скопляется богомольцев в марте месяце, около 17 числа, дня памяти св. Алексия человека Божия, и в июне — в день Тихвинской иконы Божией Матери. …В бытность нашу в Куртяеве богомольцев почти никого не было. Кроме церкви и трех гостиниц никаких других построек здесь нет. Постоянно проживает здесь только один сторож со своею семьею, охраняя и наблюдая за храмом и принадлежащими ему зданиями. В таком виде в настоящее время находится Куртяево, эта настоящая пустыня для спасительного безмолвия и молитвы… вдали от суеты и треволнений жизни».

В окончательное запустение церковь в Куртяеве пришла в 1954 г. Очередной из быстро сменяющих друг друга ненокских священников Супаков сообщил 1 июля 1954 г. в отдел по делам архитектуры Архангельского облисполкома: «…при уходе со службы сторожа Пурнемцева было оставлено на Алексиевской церкви в Куртяеве 2 замка и ключи переданы Ненокскому с/с. В данное время оба замка сломаны, и Алексиевская церковь является достоянием общественности…». Упоминаний о судьбе куртяевских икон в архивных делах найти не удалось. Религиозное общество с. Неноксы было ликвидировано по решению Совета Министров СССР от 10 июня 1964 г. Вновь православная община была зарегистрирована спустя почти 30 лет, 24 апреля 1991 г.

С 1987 г. начались работы по возрождению урочища Куртяево. К этому времени сохранились только церковь и полностью прогнившая часовня. В 1960-х гг. часовню перед алтарем использовали как баню геологи. Уже в то время ее считали сторожкой. В 1992 г. сохранившаяся часовня была разобрана и перенесена под навес, где находится и сейчас. На историческом месте без единой старой детали выстроена новая часовня, и в ней сделан пол для удобства прихожан.

Алексиевская церковь требует дорогостоящей реставрации: спасти ее можно только методом полной разборки и сборки. Мастерам необходимо не только сохранить уцелевшие бревна, но и исправить дефекты сруба, которые за десятилетия образовались из-за деформации древних стен. Однако из-за отсутствия средств восстановительные работы с 1993 г. прекращены.

Источник: http://svyato.info/3908-cerkov-prepodobnogo-aleksija-cheloveka-bozhiego.html

Краткое описание маршрута

Урочище Куртяево расположено в 35 км от города Северодвинска Архангельской области, в 15 км от Белого моря. Находится среди леса.

А/д Северодвинск - Онега, от моста через Верховку по правому берегу вниз по тропе 1 км, по указателям.