В храме прп. Серафима Саровского в Раеве в Школе плотницкого мастерства продолжаются работы по изготовлению главки в храм Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских на реке Выя. Работы начались в апреле. Когда главка будет готова , ее перевезут и установят на колокольню храма.
Напомним, что волонтерами нашего проекта и местными жителями работы по возрождению храма на Вые проводятся уже 4 года. Место, в котором он находится - одно из самых труднодоступных, но одновременно с этим, и самых живописных на Севере. Когда мы приезжаем в такие места, к полуразвалившимся храмам, часто слышим вопрос: " Зачем люди сохраняют деревянные храмы? Какой смысл бороться за полуразрушенные постройки ушедших веков?". Мнение одного из добровольцев наших экспедиций, Антона Ольховика "Добрая половина русского деревянного наследия находится в местах, где уже нет людей, или скоро не будет. Эти храмы, кажется, не нужны людям. Ради чего тогда мы боремся? Едем на север, консервируем, собираем деньги на реставрацию и обучаем добровольцев, покупаем топоры? Когда я работал вожатым в хопёрском заповеднике, один из сотрудников (биолог, егерь) проводил для нас экскурсию по лесной экотропе. Он довольно интересно рассказывал про редкие растения, животных, весенние разливы вод… Мы заслушались. И тут сотрудник заповедника задал неожиданный вопрос: «Ребята, вот мы сейчас разговариваем про экологию, сохранение флоры и фауны. Для чего всё это? Что мы сохраняем на самом деле?» Дети, конечно, стали отвечать про бедных птичек и сороконожек, что мы хотим, чтобы они сохранились, чтобы никто не умирал и т.д. В общем, очень сочувствовали бедным умирающим растениям и животным. Хорошие добрые нормальные дети.
Но сотрудника заповедника ответ не устроил. Он сказал: «Птичек, конечно, жалко. Но мы, друзья, на самом деле сохраняем не их. А природную среду обитания нашего вида, в которой он был сформирован и в которой существует по сей день. Для функционирования планеты Земля, загрязнение пресных водоёмов – это всего лишь изменение минерального состава на поверхности планеты. А для человечества – потенциальная смерть вида.» Зацепила меня тогда эта мысль. Вдумайтесь: мы сохраняем не абстрактные дубы и редких животных. Мы сохраняем свою среду обитания, в которой мы выросли, и частью которой мы являемся. Исчезнет, изменится среда обитания – изменится или исчезнет человек.
Также обстоят дела и с деревянными храмами, деревянным зодчеством и русской культурой в целом. Исчезнут они, последние черты нашего уникального быта и духовной жизни, - исчезнем и мы. Или изменимся, станем частью глобальной жвачки, впитаем в себя чуждые, но современные и живые нормы культуры. По правде, уже изменяемся и уже впитываем. Хорошо это или плохо – конечно, каждый решает для себя. Люди, для которых были построены эти храмы – уже ушли. Те, кто остались – уже не мыслят о них как о крепости. Когда на 700 человек в деревне приход состоит, дай Бог, из 20 – ответ о состоянии храма приходит как-то сам собой. Но есть и те, кто не равнодушен. Кто хочет жить на своей земле. Кто хочет растить на ней здоровых детей, передать им духовные ценности предков и воспитать их в духе. Такие люди есть среди нас, такие люди есть и в деревнях. Мы создаём пространство Общего дела в первую очередь для себя. Мы воссоздаём свою естественную среду обитания. А есть ли сегодня задачи более важные?"
Напомним, что волонтерами нашего проекта и местными жителями работы по возрождению храма на Вые проводятся уже 4 года. Место, в котором он находится - одно из самых труднодоступных, но одновременно с этим, и самых живописных на Севере. Когда мы приезжаем в такие места, к полуразвалившимся храмам, часто слышим вопрос: " Зачем люди сохраняют деревянные храмы? Какой смысл бороться за полуразрушенные постройки ушедших веков?". Мнение одного из добровольцев наших экспедиций, Антона Ольховика "Добрая половина русского деревянного наследия находится в местах, где уже нет людей, или скоро не будет. Эти храмы, кажется, не нужны людям. Ради чего тогда мы боремся? Едем на север, консервируем, собираем деньги на реставрацию и обучаем добровольцев, покупаем топоры? Когда я работал вожатым в хопёрском заповеднике, один из сотрудников (биолог, егерь) проводил для нас экскурсию по лесной экотропе. Он довольно интересно рассказывал про редкие растения, животных, весенние разливы вод… Мы заслушались. И тут сотрудник заповедника задал неожиданный вопрос: «Ребята, вот мы сейчас разговариваем про экологию, сохранение флоры и фауны. Для чего всё это? Что мы сохраняем на самом деле?» Дети, конечно, стали отвечать про бедных птичек и сороконожек, что мы хотим, чтобы они сохранились, чтобы никто не умирал и т.д. В общем, очень сочувствовали бедным умирающим растениям и животным. Хорошие добрые нормальные дети.
Но сотрудника заповедника ответ не устроил. Он сказал: «Птичек, конечно, жалко. Но мы, друзья, на самом деле сохраняем не их. А природную среду обитания нашего вида, в которой он был сформирован и в которой существует по сей день. Для функционирования планеты Земля, загрязнение пресных водоёмов – это всего лишь изменение минерального состава на поверхности планеты. А для человечества – потенциальная смерть вида.» Зацепила меня тогда эта мысль. Вдумайтесь: мы сохраняем не абстрактные дубы и редких животных. Мы сохраняем свою среду обитания, в которой мы выросли, и частью которой мы являемся. Исчезнет, изменится среда обитания – изменится или исчезнет человек.
Также обстоят дела и с деревянными храмами, деревянным зодчеством и русской культурой в целом. Исчезнут они, последние черты нашего уникального быта и духовной жизни, - исчезнем и мы. Или изменимся, станем частью глобальной жвачки, впитаем в себя чуждые, но современные и живые нормы культуры. По правде, уже изменяемся и уже впитываем. Хорошо это или плохо – конечно, каждый решает для себя. Люди, для которых были построены эти храмы – уже ушли. Те, кто остались – уже не мыслят о них как о крепости. Когда на 700 человек в деревне приход состоит, дай Бог, из 20 – ответ о состоянии храма приходит как-то сам собой. Но есть и те, кто не равнодушен. Кто хочет жить на своей земле. Кто хочет растить на ней здоровых детей, передать им духовные ценности предков и воспитать их в духе. Такие люди есть среди нас, такие люди есть и в деревнях. Мы создаём пространство Общего дела в первую очередь для себя. Мы воссоздаём свою естественную среду обитания. А есть ли сегодня задачи более важные?"