Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы из храма Преображения Господня в деревне Нименьга: судьба, подобная воскресению
09.12.2025

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы из архангельской деревни Нименьга занимает особое место в экспозиции нашего выставочного центра «Наследие Русского Севера» и используется в богослужении, однако путь её возвращения к жизни был по-настоящему мученическим.

В 20-х годах прошлого века, когда храм был закрыт, икону умышленно использовали как строительный материал — ею забили окно, причём лицевой стороной наружу. Солнце, дожди, северные ветры и морозы многие десятилетия разрушали красочный слой, постепенно лишая образ узнаваемости. Со временем поверхность почти полностью побелела, и сюжет иконы стал практически не различим. Казалось, что святыня утрачена безвозвратно.

Ситуация изменилась, когда участники проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» обнаружили эту доску и заподозрили, что перед ними — икона. Они доставили её в Москву руководителю проекта протоирею Алексею Яковлеву и предложили провести реставрацию. Поскольку даже сюжет определить было почти невозможно, батюшка понимал, что работа над иконой будет долгой и сложной. Однако дал благословение на реставрацию. И вот, благодаря кропотливому труду реставратора из Кондопоги, красочный слой удалось «проявить». Икона буквально воскресла, вновь открыв сюжет Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Сейчас она помещена в дубовый киот, изготовленный в нашей столярной мастерской, и занимает достойное место в храмовой жизни. Для настоятеля и прихожан её возвращение стало подлинным чудом, напоминая о том, что Святыни могут пройти через разрушение и забвение, но вновь обрести жизнь. До момента, когда в храме в деревне Нименьга будут возобновлены регулярные богослужения, икона находится в нашем выставочном центре.

Судьба этой иконы перекликается с судьбой самого храма и его последнего священника, расстрелянного в 1920-е годы. Храмы Русского Севера, пережившие поругание, сегодня, благодаря заботе и вниманию, снова становятся местами молитвы — как икона Введения, некогда забытая, а теперь возрожденная.