ФРОНТОННЫЙ ПОЯС В В РУССКОМ ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ
14.03.2022

Фронтонные пояса в русском деревянном зодчестве – это ряд небольших двухскатных покрытий (фронтончиков), опоясывающих сруб по периметру.
Встречаются они на довольно четко ограниченной территории Посвирья и Обонежья на памятниках XVII – XVIII вв., и только на основных храмовых срубах в зоне перехода от одного объема к другому, по вертикали. 
История появления этой традиции имеет свои загадки.
Истоки появления фронтонных поясов, вероятно, восходят еще к домонгольскому периоду, когда зодчие пытались буквально повторить каменную храмовую архитектуру в дереве. Есть изображения начала XVII в. где покрытия деревянных четвериков венчаются прямоскатными закомарами (закома́ра — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, разделённой лопатками на прясла). Зигзагообразная линия этого покрытия аналогична силуэту фронтонных поясов, явно указывая на их происхождение. Изображения эти относятся ко всей территории Руси, а традиция фронтонных поясов, зафиксированная с начала  XVII в., очень локальна и распространена на бывших территориях Великого Новгорода в районе Ладожско-Онежского межозерья и вокруг Онежского озера. Так же и визуальные нити тянутся к любимым новгородцами щипцовым покрытиям XIII - XV вв., но в их архитектуре не встречается фронтонного пояса, как самостоятельного архитектурного звена. Становление данной формы, очевидно, произошло в процессе развития деревянного зодчества в XVII в. или несколько ранее и связано с влиянием каменной архитектуры, но некоторые более конкретные вопросы их эволюции и распространения остаются не раскрытыми. 
При всём многообразии памятников с фронтонными поясами, их можно разделить на две большие группы, отличающиеся конструкцией самого сруба: восьмерик «от пошвы» и восьмерик на четверике, которые  имеют различные, хотя и соприкосающиеся территориальные ареалы – соответственно Посвирье и Обонежье. Первые располагаются ближе к Новгороду и имеют только конструктивные фронтонные пояса. В середине ареала (в западном Прионежье) встречаются и конструктивные и декоративные решения, и наконец на северо-востоке мы видим примеры только декоративных поясов. Происходит это по мере удаления от Новгорода. Также конструктивные изменения были связаны с объемной композицией самих срубов, которые весьма разнообразны: сужающиеся снизу вверх ярусные структуры образуют конструктивные фронтонные пояса, имеющие функцию покрытия, и встречаются только в западной части ареала- в Посвирье, а расширяющиеся снизу вверх, напротив, превращают фронтонные пояса в декоративные элементы.
Происходившее со временем измельчение фронтонных поясов как в Посвирье, так и в Обонежье совпадает с общим   развитием архитектуры каменных церквей XVI — XVII вв. Мы видим, собственно, тот же процесс преобразования конструктивных элементов в декоративные. Ряд закомар, будучи изначально завершением стен основания, в более поздних постройках превращается в ряд кокошников, фиксирующий переход от одного объема к другому. 
Это говорит о том, что традиция фронтонных поясов включилась в общерусское развитие архитектуры, а не осталась сугубо региональной, в отличие от некоторых других традиций,  что позволило ей развиваться довольно долгий период времени вплоть до «периода обшивки», т. е. до конца XVIII — XIX вв.  Но даже тогда, на некоторых памятниках появлялся непременный фронтонный пояс из приколоченных гвоздиками дощечек, словно едва заметный карандашный набросок. 
Наиболее известные памятники с фронтонными поясами - ц. Преображения на Лычном острове, ц. Успения в Кондопоге, ц. Николая Чудотворца в Согинцах, Покровская ц. Кижского погоста, Богородицкая ц. в селе Гимрека и другие.
Заметка сделана на основе главы «Фронтонные пояса на основных срубах шатровых церквей» из книги А.Б. Бодэ «Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера»  https://search.rsl.ru/ru/record/01010081889