25 марта прошла V научно-практическая конференция по проблемам сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества «Возрождение деревянных храмов Русского Севера»
29.03.2016
25 марта в рамках международной выставки «Деревянный Дом» в МВЦ «Крокус Экспо» прошла V научно-практическая конференция по проблемам сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества «Возрождение деревянных храмов Русского Севера». Открыл конференцию руководитель проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» священник Алексей Яковлев. Он зачитал приветственные слова заместителя Министра культуры РФ Николая Алексеевича Малакова, Митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, советника Президента РФ по вопросам культуры и искусства Владимира Ильича Толстого.

На конференции выступили:
протоиерей Дмитрий Смирнов;
руководитель проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», священник Алексей Яковлев;
архитектор, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры России, член Союза архитекторов России Михаил Исаевич Мильчик;
директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Арсений Станиславович Миронов;
архитектор-реставратор, советник РААСН Андрей Борисович Бодэ;
заслуженный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор, Глазунов Иван Ильич;
архитектор-реставратор, почетный член Союза реставраторов России, управляющий Фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества» Шургин Игорь Николаевич;
директор фонда "Спасение деревянных церквей Русского Севера" Баева Маргарита Александровна;
руководитель компании "Артель Данила, Макар и Братья", доброволец проекта "Общее Дело" Беляев Дмитрий.
Большинство участников конференции отметили в своих докладах, что состояние деревянного зодчества на Севере сейчас катастрофическое. Памятникам необходима реставрация или консервация, т.е. профилактические работы по защите. По статистике, которую привел священник Алексей Яковлев, из всех оставшихся на сегодняшний день деревянных храмов и часовен 43% нуждаются в противоаварийных работах. Если этого не сделать в ближайшее время, то они перестанут существовать уже через 5-10 лет.

Заслуженный художник РФ Иван Ильич Глазунов рассказал о том, что многие русские художники черпали свое вдохновение на русском Севере: «Художники конца XIX начала XX веков: Билибин, Верещагин, Переплетчиков, Коровин, Серов, Грабарь совершали паломничества на Русский Север, но не только первозданная природа, пейзаж их привлекали. Думаю, на их живописную поэтику повлияла иконопись и русское деревянное зодчество. Деревянный храм – нет ничего более точного для зримого выражения национального духа... Мы воспринимаем эти деревянные остатки зодчества как образец гармонического русского мироздания». Также Иван Ильич рассказал об участии в перевозке Церкви Георгия Победоносца XVII века из Архангельской области в Москву в музей-заповедник «Коломенское», тем самым, вызвав дискуссию о целесообразности спасения памятников путем перевозки с одного места на место. С одной стороны, памятник будет спасен, с другой стороны – может быть нарушена его подлинность».

Архитектор, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры России, член Союза архитекторов России Мильчик Михаил Исаевич в своем выступлении также коснулся темы спасения памятников методом перевозки, отметив, что перевозка нарушает культурный ландшафт, с которым этот памятник связан, но порой эта мера становится единственной, чтобы спасти памятник. Примером тому, по словам архитектора, является перевозка крестьянского дома, расписанного художниками Петровскими.

Директор Института Наследия им. Д.С. Лихачева Арсений Станиславович Миронов рассказал о проведенном институтом исследовании на тему - как государство относится к добровольческому движению, в том числе, к тем добровольцам, которые работают с деревянными памятниками и о том, как можно более интенсивно сотрудничать с государством. Арсений Станиславович отметил, что государство пока недооценивает деятельность волонтеров, но постепенно приходит осознание, что без них невозможно получить представление, что же в стране происходит с памятниками наследия. «Информация, собираемая для ежегодных государственных докладов и отчетов о состоянии наследия не вполне адекватна, потому что разные регионы по разному трактуют методику, подают разные цифры. Накапливаются погрешности в данных. Мониторинг актуального состояния наследия вообще не проводился».

Архитектор-реставратор Андрей Борисович Бодэ обратил внимание, что волонтеры охватывают ту сферу, на которую никто не обращает внимание. Они не занимаются памятниками федерального значения. Они работают на малых объектах, которые не попадают под государственное финансирование. К тому же волонтеры выполняют работу, которую кроме них не делает никто – например, уборка, наведение порядка на объектах. Также Андрей Борисович отметил, что сейчас волонтеры получают профессиональные навыки. И это чрезвычайно ценно.

Несколько лет назад этого еще не было. «Люди обладают строительными навыками, знаниями в целом. В волонтерской среде достигнуто понимание ценности объекта культурного наследия,  что старинное здание, независимо от его статуса, требует к себе бережного отношения. Во многих экспедициях участвуют молодые архитекторы. Это приближение к профессиональному уровню».

Почетный член Союза реставраторов Игорь Шургин в своем выступлении коснулся темы спасения памятников путем перевозки. Он подчеркнул, что это мера не вполне действенная, поддержав выступление своего коллеги Андрея Бодэ. А вот консервация объекта культурного наследия может стать, как нельзя кстати, в виду того, что не все памятники могут реставрироваться одновременно из-за нехватки финансирования.

Протоирей Дмитрий Смирнов отметил, что созданная «Школа плотницкого мастерства» при храме преподобного Серафима Саровского в Раеве не только повышает профессиональный уровень волонтеров, но, возможно, дает нам понять, кто мы такие есть: «Плотницкое дело требует от человека много ума. Нет двух одинаковых бревен. Процесс постоянной подгонки требует включенного сознания. Никакой станковой механизации, все живое. Это ценно для души и тела. «Общее Дело», таким образом,  способствует обращению нас к нашей подлинной деревянной истории, что дает нам глубже понять, кто мы такие есть, создавшие замечательную деревянную цивилизацию».